На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

НАШИ ЛЮБИМЫЕ ДЕТКИ

1 075 подписчиков

Готовимся к поступлению в ВУЗ. Как разглядеть подводные камни ( продолжение )

 

 Популярная специальность 2: Переводчик, филолог.

Конечно, при бурном развитии международных отношений совершенное знание иностранных языков огромный плюс. Но, если только вы не владеете каким-либо экзотическим языком, а, к примеру, только английским и французским ваши шансы найти хорошую работу по специальности очень низкие. Как правило, совместные предприятия при приеме на работу любого сотрудника (кроме, разве что, обслуживающего персонала) выдвигают одним из основных требований хорошее владение как минимум английским, и, например, немецким для предприятий работающих с Германией. Поэтому, если кроме хорошей языковой подготовки у вас нет никаких других знаний и профессий, то шансы получить работу на таком предприятии у вас ничтожны. Конечно, если вы владеете, к примеру китайским, то возможно за вами будут даже охотиться, но это тоже не факт. Ну а преподавательская работа по силам не каждому.



Одной из распространенных ошибок родителей является желание дать ребенку так называемое базовое образование. То есть, сейчас несчастный молодой человек или девушка должны отучиться пять лет, грубо говоря, где попало (или там куда удалось "пристроить"), а уж потом на практике или дополнительных курсах доучиваться тому чему захочется или в чем возникнет потребность. Это в корне не правильно. Зачем терять драгоценное время. Зачем обрекать человека на неопределенность и с самого начала программировать его на то, что вся эта учеба малозначительна и вообще, главное получить диплом, а потом время покажет. Нет, нет и еще раз нет. В любой отрасли экономики, политики, народного хозяйства, образования и т.д. с возрастающей силой все больше требуються настоящие специалисты своего дела, а не наспех переученные на курсах непрофессионалы. Уже сегодня, к примеру, гостиница претендующая на статус 5 звезд обязана иметь в своем штате более 30% специалистов-профессионалов. И это не единственный пример, я уже молчу о крупных промышленных предприятиях, системах жизнеобеспечения, здравоохранения. С каждым годом эта тенденция будет только возрастать. Так зачем же создавать самим себе искусственные трудности. Не лучше ли уже сегодня позаботиться о будущем с умом.

Конечно, есть специальности конкурс на которые растет также стремительно, как и потребность в специалистах. Например: туризм, гостинично-ресторанный бизнес, международные экономические отношения, программирование, информационная деятельность, журналистика. Можно еще много перечислять. Но смогут ли стать настоящими специалистами выпускники этих специальностей заканчивающие узкопрофильные технические ВУЗы, которые следуя моде и в погоне за контрактами "прилепили" к своей учебной программе не свойственные им профессии. За частую у таких ВУЗов для обучения этим профессиям нет ни базы, ни своих преподавателей, ни литературы. Есть только большое желание заработать на популярных специальностях и любыми способами привлечь внимание к своему ВУЗу. С одной стороны это похвально, ведь ВУЗ развивается, движется вперед, но с другой стороны заложниками таких нововведений становимся мы с вами. Я не знаю как вам, но мне становиться грустно, когда я вижу в перечне специальностей какого-нибудь, например, химического ВУЗа туризм или журналистику. А все от стремления получить и удержать статус Университета.

Конечно для ВУЗа главным всегда останется учебный процесс, каким бы он ни был, а профессионализм выпускников, проблемы возникающие у них после окончания при трудоустройстве это уже личное дело самих выпускников. Как говориться в широко известной фразе - "Спасение утопающих дело рук самих утопающих."

Поэтому пока не грянула реформа образования, а она в край необходима, особенно высшей школе, давайте позаботимся о себе сами и будем выбирать ВУЗ именно по профилю будущей специальности.

Еще одна распространенная ошибка. Во что бы то ни стало попасть на бюджет. Даже если это не совсем та специальность, какую бы нам хотелось. С этой целью многие абитуриенты и родители иже с ними производят набеги практически на все приемные комиссии облюбованных государственных ВУЗов. Кстати, по этой причине показатели конкурсов на некоторые специальности не отвечают действительности. Один и тот же абитуриент одновременно создает фиктивный конкурс в нескольких ВУЗах. Ведь, в итоге, учиться же он сможет только в одном.

Некоторые родители загодя выясняют кому, как и при каких обстоятельствах нужно заплатить дабы попасть на вожделенное бюджетное место. Причем суммы, которые при этом платятся, зачастую превышают стоимость одного, двух, а иногда и трех лет учебы на контракте. Скажите, а какой тогда вообще смысл в учебе на бюджете, если за это и так уже пришлось заплатить, при чем не постепенно, небольшими суммами, а сразу. Да и учиться на бюджете, я Вам скажу, особенно на престижных специальностях - не сахар. Хорошо если ваш ребенок трудолюбив, ответственен и талантлив. А если он обыкновенный середнячок, не хватающий звезд с неба? Каждый год вам предстоит переживать страх перед возможным отчислением за любую, даже небольшую провинность или задолженность. А как же вы хотели? Бюджетных мест не много, а спрос на них не уменьшается на протяжении всех лет учебы. Вы надеетесь, что "волосатая" рука, пристроившая вас на учебу будет помогать вам всегда. Как бы не так. Вам помогли захватить бюджетное место, а дальше уже ваши проблемы. Хотя, конечно, помогать вам станут, но опять таки не за спасибо. Помните песенку из детского фильма?

"Ну так скажите ради осьминога, для чего учится?"

Перефразируя ее: Ну так скажите ради осьминога - для чего платить кому-то и все время трястись, если можно заплатить контракт и спать спокойно? И все-таки ответственность за взятку, на мой взгляд, в большей степени лежит не на том кто берет, а на том кто дает. Какое моральное право мы с вами можем иметь, чтобы осуждать наше государство и правительство за неправильную политику и плохую жизнь, если сами добровольно совершаем абсолютно аморальные поступки. А ведь именно нам с вами "наводить порядок на своей планете". Помните Экзюпери?

Вы, конечно, сразу забросаете меня гнилыми помидорами. А что делать тем, кто не может оплатить контракт?

Ну, во-первых, попытаться поступить на бюджет самостоятельно без привлечения коррумпированных личностей. Особенно это актуально, если ваш ребенок действительно неординарен. Но, к сожалению, на престижных специальностях бюджетных мест не так много, а на некоторых нет вообще.

Во-вторых, сегодня многие банки предлагают долгосрочные кредиты на обучение, а что, это тоже вариант. Тем более, что если вы оплатите, таким образом, весь период обучения, то вас не коснется возможный ежегодный рост его стоимости. Конечно это в том случае, если вы на 100% уверены, что ваше чадо доучиться до пятого курса и получит диплом. Хотя это как раз тот вариант, когда ответственность за принятое решение ложиться не на родителей, а на обучающегося, так как кредит долгосрочно предоставляется именно ему и основные выплаты ему придется делать уже после окончания ВУЗа.

Практически во всех развитых странах бюджетное обучение экзотика и доступно оно очень ограниченному числу граждан. Так что давайте учиться жить по европейски. К тому же для студентов старших курсов существует масса предложений по трудоустройству. Очень хорошо, если это по профилю его будущей работы. Кстати сказать, многие ВУЗы обеспечивают для студентов практическое приобретение знаний по специальности на реальных предприятиях. И если это востребованная специальность, а предприятие по профилю, то у студента будет шанс не только попрактиковаться и подзаработать во время учебы, но и остаться работать здесь после окончания ВУЗа.

Я еще вас не убедила? Тогда поговорите со студентами известных государственных ВУЗов. Поверьте, вы узнаете очень много интересного о том, например, какая разница в отношении преподавателей к контрактникам и бюджетникам, кому делаются поблажки, а кто вынужден страдать за незначительные провинности и многое другое. Конечно, если с вами вообще захотят говорить на эту скользкую тему.

Естественно, подобными обвинениями я рискую вызвать бурю негодования со стороны представителей ВУЗов. Конечно, все люди разные и у некоторых не возникнет даже в фантазиях то, что другие считают в порядке вещей. И давайте будем честными друг перед другом. Ведь "не все спокойно в Датском королевстве" раз возникает интерес к подобного рода информации.

Цель, которую я преследовала готовя эту статью состоит вовсе не в том, чтобы обидеть ненароком кого-то, а всего лишь попытаться помочь будущим абитуриентам и их родителям определиться со своим ближайшими перспективами максимально обдуманно. Я со своей дочерью прошла горнило вступительных экзаменов этим летом и просто решила поделиться своими выводами, дабы никто больше не наступал на те же грабли.

Кстати, о вступительных экзаменах и аттестатах. Проходной балл в некоторых вузах учитывает и средний балл аттестата. С одной стороны это очень хорошо, но с другой. Вы знаете, как в вашей школе получаются золотые медалисты? Ах, у вас порядочная школа, ну извините. Тогда спрошу по другому. Вы знаете, как в некоторых школах получаются золотые медалисты? Не все конечно, некоторые. Их всячески тянут за все выпирающие места. Для школы наличие выпускников с золотой медалью своеобразный показатель уровня ее преподавателей и руководства. Поэтому подходящих кандидатов холят и лелеют. Иногда этому способствуют родители, а иногда сами дети. Но часто получается так, что успешный по одним предметам будущий медалист совершенно ничего не может по другим. "Но это совсем не страшно. Главное, у ребенка есть желание учиться" - такова логика.

А теперь представьте, что ваш ребенок не медалист, а просто успешно окончивший порядочную школу с хорошим аттестатом человек. Ну и не будет ли вам обидно, когда по результатам вступительных экзаменов ваш ребенок наберет максимальное количество баллов, но не пройдет по конкурсу потому как его обскачет липовый медалист кое-как сдавший вступительный экзамен, но выехавший за счет своей медали и высокого балла аттестата? Но это вовсе не означает, что нужно срочно "покупать" золотую медаль. К счастью, большинство ВУЗов уже отказались от учета в проходном балле среднего балла аттестата, так как не очень-то доверяют школам в этом вопросе (еще бы). Но вот наличие медали все еще рассматривается как дополнительный плюс, а зря.

Вам еще не надоело? А мне, признаться уже противно от всего этого.

Вообще-то я хотела всего лишь помочь родителям и детям взглянуть на выбор профессии и учебного заведения несколько нестандартно, а получилось, что высказала наболевшее.

Ну что ж, значит эти проблемы действительно существуют, раз хочется о них говорить.

Но, в любом случае, я хочу пожелать всем старшеклассникам, их родителям не ошибиться в выборе, а если все таки что-то произойдет не так, как вы планируете, никогда не жалеть о случившемся. У вас впереди еще есть время все обдумать и принять решение. Выясните у вашего ребенка чем же все таки ему хотелось бы заняться и приступайте к делу. Посетите дни отрытых дверей ВУЗов, которые находятся у вас в городе. Пообщайтесь со студентами младших и старших курсов. Проведите маркетинговое исследование по выбранной специальности или специальностям. Серфингуйте сервера по трудоустройству и обращайте внимание на соотношение между числом вакансий и количеством резюме по данной специальности. Ну и, конечно, самое главное, не навязывайте тупо свое мнение вашему сыну или дочери. Дайте им возможность изучить собранный вами материал и самостоятельно принять решение.

Я уже слышу ворчание некоторых родителей: "С нами никто так не нянькался, мы все делали сами, и профессию выбирали, и документы подавали, и экзамены сдавали, и учились сами. А тут преподнеси все на блюдечке. Так то оно так. Но вспомните себя семнадцатилетним. По какому принципу вы выбирали куда пойти учиться? Много ли вы знали о своей будущей профессии? А что говорили вам ваши родители и учителя в школе? Нас, например, запугали, что если мы такие тупые не поступим в ВУЗ, то пойдем в ПТУ, туда нам и дорога. И многие, от страха шли лишь бы куда, только не в ПТУ. Ну, раньше вообще было время тотальных запугиваний. Да и в те времена чтобы поступить на престижное место нужно было иметь связи, деньги и т.д. Нет, безусловно, многие, благополучно закончив ВУЗ и по сей день работают по полученной специальности. Но подавляющее большинство выпускников тех лет после развала СССР вынуждены были оставить свои рабочие места по разным причинам (это слишком больная и емкая тема, чтобы сейчас вскользь ее обсуждать) и начинать на практике учиться жить и работать в условиях рыночной экономики. А, как известно, рынок диктует свои правила. И я повторюсь, но жизнь действительно кардинально изменилась, а наше отношение к образованию нет. Но ведь это наши дети, это их будущее и, как следствие, будущее нашей страны. Поэтому давайте не будем устраняться сейчас, пока еще не поздно хотя бы в такой форме помочь молодому неопытному человеку найти свое место в этом мире. По крайней мере, у вас не будет повода укорять себя за то, что когда-то вы упустили время.
Светлана Антропцева

Картина дня

наверх