На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

НАШИ ЛЮБИМЫЕ ДЕТКИ

1 075 подписчиков

Учение без мучения: влияние темперамента на школьные успехи

Все чаще обеспокоенные мамы обращаются к специалистам с вопросом о причинах участившегося «непослушания» детей. А когда слышат, что ребенок просто очень устал, зачастую следует недоуменное: «Но он же после школы просто неуправляемый! Носится и кричит, как дикий!». Представьте - и это тоже проявление переутомления. Только не физического, а психического, душевного, если хотите. А вот в чем причины и как помочь - давайте попробуем разобраться вместе. Помогает нам в этом психолог Ирина Бурланкова.

 

Немного теории



Несмотря на многообразие поведения, его издревле пытались систематизировать и классифицировать. В итоге возникло учение о темпераментах, которое, несколько модифицировавшись и видоизменившись, существует и сейчас. Все мы, конечно, слышали о четырех типах темперамента (флегматик, холерик, сангвиник и меланхолик) и немного представляем характеристику каждого из них, а вот что за этим скрывается и что с этим делать родителям школьника, представляем не всегда.

Итак, в основе каждого из типов лежат особенности нервной системы, которые и определяют поведения наших чад, да и нас самих, между прочим. Второе, о чем нужно знать, - нет плохих и хороших темпераментов и нет «чистых» видов темперамента, поэтому в современной психологии и педагогике часто говорят не столько о "темпераменте" сколько о "стиле поведения", к которому мы вернемся позже.

Теперь немного подробнее о каждом из них. Итак:



Холерик



Взрывной, подвижный, очень впечатлительный и импульсивный - просто ребенок-ураган. Сильная и подвижная нервная система позволяет ему мгновенно включаться в работу, он схватывает все "на лету", но быстро устает от монотонной работы, начинает отвлекаться и искать развлечения «на стороне».



Ему, как правило, быстро наскучивает на уроке, за исключением, быть может, физкультуры, где его поведение является наиболее адекватным. Душа требует полета, и тело ей вторит. Поэтому такие дети - первые нарушители дисциплины и им сложнее всего в школе, ведь школьные правила не дают выхода такой мощной энергии. Представьте себе кипящий чайник с плотно закрытым носиком - вот и ребенку точно так же приходится все время сдерживать и контролировать себя. Это очень нелегко, и поэтому, «вырвавшись на свободу», такие он зачастую начинает «носиться и дико орать», выпуская скопившуюся энергию.

На заметку родителям: насильно, окриком успокаивать таких детей нельзя - они успокоятся сами. Наша задача - помочь, направив энергию в конструктивное русло, и ничего лучше подвижных видов спорта для таких детей нет. И только после такой физической и эмоциональной разрядки стоит приниматься за домашнее задание. Но тут подстерегают новые испытания: внимание направляется куда угодно, только не туда, куда надо. Что же делать?



Тренировать. Учить учиться, учить сосредотачиваться. Помогают в этом различные игры-лабиринты, игра «найди различия» и им подобные. Можно задать вопрос «на внимание» до прочтения параграфа в учебнике или просто попросить поработать сосредоточенно пять-десять минут (время зависит от возраста и особенностей ребенка), постепенно увеличивая этот интервал. Главное - всегда держать в уме, что подобное поведение является не особо злостным способом проверить нашу родительскую выдержку, а особенностью ребенка, своеобразным защитным механизмом его нервной системы. Любое чересчур активное воздействие, попытка переделать чреваты нервным срывом от того же перенапряжения.



Здесь же уместно сказать несколько слов о мотивации. Другими словами - зачем ребенку это надо? Можно, начиная уже с младших классов, обрисовывать ему будущую взрослую жизнь, и попробовать объяснить, как это связанно с нелюбимой им математикой или природоведением. Поверьте, зрительные образы творят чудеса. А можно попытаться взглянуть на ненавистный предмет с другой стороны - ведь те же задачки по математике не всегда представляют из себя скучные цифры, которые нужно умножать и делить, - существуют пособия и задачники, в которых этот предмет начинает искриться юмором.

 

Флегматик




Является прямой противоположностью холерика: спокойный и рассудительный, и малоимпульсивный. Казалось бы, мечта учителей и родителей. Но и здесь имеются свои подводные камни. С одной стороны, сильная нервная система позволяет долго не утомляться во время занятий, с другой стороны, из-за ее малоподвижности такой ребенок очень медлителен. Стоит считаться с его несколько замедленными реакциями и правом на свой темп - не ждите и, тем более, не требуйте ни быстрого ответа на заданный вопрос, ни мгновенного включения в выполнение письменной работы.



На заметку родителям: после школы такие дети часто предпочитают посидеть в тишине, побыть наедине с собой. Не торопите их, дайте возможность отдохнуть и только после этого пробуйте их расшевелить. Но очень тактично и осторожно: расспросите о школьном дне, о самых запомнившихся событиях. Сами поделитесь какой-нибудь веселой историей, поднимая таким образом эмоциональный фон ребенка.



При подготовке домашнего задания опять же необходимо учитывать вышеперечисленные особенности. И, пожалуй, главный камень преткновения - "медленный старт", медленное включение в работу. Зато потом ребенок-флегматик способен работать достаточно долго, не утомляясь и не теряя внимания.




Меланхолик



Очень ранимый в силу своей сильной впечатлительности. Крайне болезненно воспринимают замечания учителя или другого значимого для него человека - настолько болезненно, что это мешает адаптации в школе. Быстро утомляется. Внутри него может бушевать пламя, не уступающее по накалу страсти холерику, но оно не вырывается, потому что на этот шаг не хватает сил и решимости.

На заметку родителям: для такого ребенка очень важна поддержка - в первую очередь, ваша. Это повысит его самооценку, придаст уверенность в собственных силах. Старайтесь вызвать его на откровенность, не позволяйте эмоциям, особенно негативным, оставаться внутри. Такие дети не должны "вариться в собственном соку".

При выполнении какой-либо работы такие дети любят планирование, предпочитают монотонность. Как правило, меланхолики тщательно проверяют свое домашнее задание и допускают минимум ошибок. Поэтому любая спешка им крайне противопоказана: постарайтесь заранее спланировать вечерние занятия, причем начните с тех предметов, которые нравятся и получаются лучше - это придаст вдохновения.



Сангвиник


С этим типом темперамента ассоциируется, пожалуй, веселый и смекалистый, уверенный в собственных силах и успешный школяр. Надо сказать, это недалеко от истины: учатся сангвиники действительно хорошо и без особенных усилий. Они активны, энергичны, общительны, однако, в отличие от не менее энергичных холериков, более уравновешены и внимательны, хотя «грешат» тем, что частенько «скачут по верхам».

На заметку родителям: принято считать, что они не сталкиваются с непреодолимыми проблемами при приготовлении уроков и их родителям можно только позавидовать. В этом и таится главная проблема сангвиников – привыкшие к их ровному эмоциональному фону, окружающие ВСЕГДА ждут от них хорошего настроения и высокой работоспособности и предъявляют порой завышенные требования, а ведь у них, как и у всех остальных, бывают самые разные состояния…





Терпение и труд...


Конечно, представленные в этой статье характеристики очень общие. На деле существует множество вариантов и сочетаний основных темпераментов - а значит, по-разному очерчиваются и проявляются проблемы. Как же понять, какое решение подойдет именно Вашему ребенку?



Очень просто: во-первых, принять своего ребенка таким, какой он есть, а во-вторых, набраться терпения и наблюдать. Темперамент проявляется во всем: в походке, мимике, жестикуляции, в темпе и ритме речи, в реакции на неудачи и трудности. Наблюдая за ребенком, вы всегда поймете, как именно себя вести.



В свою очередь, хочу предложить Вам очень простой, но показательный тест, который подходит для любого возраста. Возьмите коробок спичек, высыпьте их на стол и попросите ребенка собрать спички обратно за определенное время. Например, за пять минут. Засеките время и проследите, КАК ребенок выполняет Ваше задание. Здесь важна любая деталь: скорость, оригинальность выполнения, заинтересованность в работе и т.д. Совокупность всего этого и есть его стиль поведения, который будет проявляться во всем.



И помните главный родительский закон: не существует «плохих» или «хороших» темпераментов или стилей поведения . Существует лишь несовпадение наших ожиданий и детских возможностей. Но при знании и трезвой оценке особенностей Вашего ребенка, при внимательном и доброжелательном отношении к ним и правильном режиме дня Ваш ребенок будет меньше утомляться, больше успевать и радовать Вас своими успехами.

Картина дня

наверх