Дети с сильным лингвистическим развитием имеют большой словарный запас, ясно выражают свои мысли и умело пользуются языком для достижения своих целей. С раннего возраста они любят читать, писать и рассказывать истории. Любят играть в игры со словами, обожают загадки, стихи и скороговорки. Такие дети склонны запоминать информацию, проговаривая ее вслух.
Логико-математическое развитие
Даже будучи еще дошкольниками, такие дети проявляют рациональный, систематический подход к жизни. Они любят раскладывать и сортировать предметы, проводить эксперименты, находить связь между явлениями, наблюдать за проявлениями жизни и находить им место в своем мировоззрении. Обычно они быстро учатся считать (часто в уме). Хорошо играют в игры, требующие логического и стратегического мышления, например, в шахматы, шашки или карты. По мере роста они склонны увлекаться абстрактными понятиями, и зачастую задают вопросы с глубоким смыслом, например, «Существует ли время в реальности?» Любят работать с компьютером.
Пространственное развитие
Дети с таким типом развития сразу узнают, если в их отсутствие в комнате что-то поменялось. У них очень развито чувство, благодаря которому они осознают связь между вещами, или то, как разрозненные вещи формируют единое целое. Такие дети ощущают себя единым целым с окружающим миром. Они склонны мыслить визуальными образами, и поэтому часто хорошо рисуют, конструируют, лепят или по-другому проявляют склонность к искусству. Бывают просто очарованы машинами или другими механизмами. Любят изобретать и способны руками сделать что-то буквально «из ничего». Быстро устают воспринимать слишком многословную информацию.
Музыкальное развитие
Склонность ребенка к музыке становится очевидной еще в самом раннем возрасте. Дети с музыкальными способностями очень чувствительны к звукам окружающей среды и легко запоминают и воспроизводят ритмы и мелодии. Причем если некоторые из них хорошо играют на музыкальных инструментах, то другие довольствуются просто коллекционированием музыкальных записей и дисков. Зачастую таким детям бывает трудно сосредоточиться в тишине, если не играет какая-нибудь музыка.
Двигательное (кинестетическое) развитие
Эти дети имеют редкую способность выражать свои чувства и контролировать себя посредством движения. Зачастую они становятся одаренными актерами, танцорами или спортсменами. Таким детям необходимо движение. Даже если их принуждают сидеть смирно – они начинают елозить, постукивать пальцами рук или ногами. Во время запоминания информации они трогают или передвигают какие-либо предметы. Свободное время посвящено физической активности – они бегают, прыгают, играют в мяч.
Межличностное развитие
Такие дети исключительно хорошо и свободно общаются с другими людьми. Легко заводят друзей и вступают в социальные контакты. Они легко становятся лидерами в своей среде, и их часто привлекают к улаживанию конфликтов. Будучи прирожденными организаторами, эти дети много времени и энергии посвящают общественной деятельности, с легкостью привлекая к своим проектам других людей.
Внутри-личностное развитие
Выражение «белая ворона» как нельзя лучше подходит к детям с высокой степенью внутри-личностного развития. Они очень сильно осознают свое внутреннее «я» и не особенно обращают внимание на то, что о них думают окружающие. Они живут по своим ощущениям и мыслям. Очень дорожат своим частным пространством, и активной общественной жизни часто предпочитают одиночество. И хотя такие дети обычно не очень «популярны» в общепринятом смысле этого слова, ими часто восхищаются и завидуют им благодаря их уверенности в себе, целеустремленности и одухотворенности.
Может быть, ваш ребенок - гений?
Согласно исследованиям, приблизительно 5% детей признаются высокоодаренными, или даже гениальными. Может быть, ваш ребенок – как раз один из них? Вот некоторые ранние признаки, которые могут свидетельствовать об особой одаренности дошкольника:
Ваш ребенок:
- быстро учится и легко запоминает новую информацию.
- кажется более зрелым для своего возраста.
- имеет большой словарный запас или уже самостоятельно читает.
- не признает авторитетов.
- экспериментирует при решении какой-либо проблемы.
- предпочитает друзей более старшего возраста.
- необычайно чувствителен.
- проявляет интеллектуальное любопытство.
- проявляет сострадание к людям и животным.
- любит головоломки и цифровые загадки.
- ему быстро наскучивает однообразная деятельность.
- очень энергичен.
- Если у вашего ребенка наблюдаются некоторые из этих признаков, вы можете помочь ему развить его одаренность, вовлекая его в разнообразные сферы деятельности: искусство, спорт, математику и т.д.
Марина Аль-Рабаки