На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

НАШИ ЛЮБИМЫЕ ДЕТКИ

1 075 подписчиков

Комплекс отличника

Комплекс отличника

Ваш ребенок не доставляет вам хлопот: он отлично учится, его всегда хвалят на родительских собраниях, он помогает по хозяйству и больше интересуется книгами, чем прогулками с друзьями по опасным местам... Казалось бы - какие могут быть проблемы в этой ситуации? В вашей семье все идеально! Но - трудности бывают и у идеальных детей. Давайте поговорим об отличниках и родительских ошибках в их воспитании.

Бывают дети, к воспитанию которых, казалось бы, не нужно прикладывать особых усилий. Они с самого раннего возраста ведут себя достаточно прилично, они с первого раза запоминают запреты, они с удовольствием учатся. Родители таких деток, конечно же, нарадоваться не могут. Но в том-то и дело, что, скорее всего, могут. Рано или поздно мы все привыкаем к хорошему, также, как и к плохому. Успехи ребенка в школе и в кружках, похвалы учителей и тренеров, медали и дипломы - все это становится частью нашей семейной рутины, воспринимается, как что-то само собой разумеющееся, не вызывает радости и похвалы. Ну в самом деле, казалось бы - не каждый же день устраивать семейные праздники в честь очередной привычной отличной отметки или удачной тренировки?

Даже нам, взрослым, очень важно видеть одобрение и слышать похвалу окружающих. Что уж тут говорить о ребенке? Посмотрите на ситуацию глазами своего идеального чада: за учебный год он, отличник, получает похвал и восхищения своими успехами в школе и вне ее меньше, чем заурядный троечник, раз в месяц сподобившийся на получение удовлетворительной или хорошей отметки!

Ребенок, испытывая дефицит похвалы и признания, может повести себя поразному. Реакцией может стать как резкое снижение успеваемости, так и наоборот, еще большее погружение в учебу и погоню за успехами. Рассмотрим каждый и этих случаев.

Мой ребенок вдруг забросил учебу...

Как ни странно, в этом случае обратить внимание на проблему и решить ее проще. Вы сразу заметите появление замечаний к поведению ребенка, ухудшение оценок, и сможете отреагировать. Конечно, реакция родителей тоже может быть разной. Глупо ругать и стыдить ребенка, взваливая всю ответственность на него. Испытывая дефицит вашего внимания, он может вернуться к хорошей учебе уже благодаря тому, что вы начнете дружелюбно интересоваться его успехами на ежедневной основе, предлагать свою помощь в выполнении домашних заданий (даже если он от нее всегда будет отказываться), начнете хвалить его и радоваться каждой оценке.

Ищите корень проблемы в родительской среде, а не только в лени или наступлении переходного возраста у ребенка. Попытайтесь определить момент, когда успехи и достижения ребенка для вас стали делом привычным. Поговорите с сыном или дочерью, спросите напрямую - нравится ли ему учиться, доставляет ли удовольствие процесс получения знаний и впоследствии - получения наград в виде оценок, дипломов за него. Скажите прямо: "Я очень горжусь тобой. Даже если не говорю об этом каждый день - ты радуешь меня своими достижениями." Никогда не поздно начать, и самое глупое, что вы можете сделать в этой ситуации - начать стесняться собственного ребенка и бояться поговорить с ним по душам.

Мой ребенок сам выбирает, что учить и чем заниматься...

С такими детьми сложнее. Вы можете даже не заметить страдания ребенка или подростка из-за дефицита вашего внимания - ведь он продолжает прилежно учиться, посещать кружки и секции, сам выбирает для себя новые образовательные занятия, не пытается похвастать успехами. На самом деле в душе такие дети тоже стремятся к родительскому признанию. Взваливая на себя все новые и новые обязательства, ребенок ждет, когда же наконец критическая масса будет достигнута и вы наконец скажете ему сокровенное "Какая же ты умница, я так горжусь тобой!"

Начните в любой день, даже если поведение чада не вызывает у вас опасений за состояние его души. Просто спросите - как дела в школе? Какие оценки? Искренне похвалите его (вслух!!!) за отличную отметку.

Вам кажется, что ребенку не нужна ваша помощь в занятиях? Предложите ему совместно заняться чем-то, не связанным с учебой. Не пропускайте семейных прогулок, знакомьтесь с друзьями ребенка. Не упускайте возможности иметь общие интересы - ведь соблазн велик: вам не нужно долгие часы напролет сидеть с ним за письменным столом и объяснять непонятные правила, не надо постоянно ходить в школу по вызовам преподавателей, не надо за руку водить в кружки и секции, которые он с удовольствием посещает сам.

Заставьте себя гордиться!

Именно так. Вы привыкли к своему отличнику, вы перестали замечать количество труда и усилий, прикладываемых им к занятиям. Без похвалы и одобрения он не чувствует, что идет по правильному пути. А вы должны - вы обязаны - показать ребенку, что он прав, что именно упорный труд, учеба, успехи помогут ему добиться своего места под солнцем. Не стесняйтесь хвалить ребенка перед другими людьми, говорите именно о том, чем, вы знаете, он гордится сам.

Вспомните себя в детстве. Всегда ли вам хватало родительского внимания и похвал, или же дефицит внимания восполнялся только тогда, когда вы совершали что-то нехорошее? Не поступайте также со своим малышом.

Дипломы, аттестаты... И проблемы отличников

Выпускник-отличник

Чем старше ребенок, тем сложнее будет достучаться до него, понять, требуется ли ему ваше повышенное внимание и одобрение именно сейчас. Подросток, хотя бы в силу гормональных изменений, присущих переходному возрасту, может отказываться рассказывать о делах в школе, грубить, даже если все там в порядке. Вспомните себя в этом возрасте, вспомните чувство немотивированной обиды на весь свет... Все мы там были, и все наши дети пройдут через этот возраст.

Сдержите собственную обиду - в конце концов, на собственном опыте вы знаете, что этот возраст пройдет. А вот воспоминания о том, что папа и мама, не взирая ни на что, гордились, хвалили, интересовались успехами, переживали - останутся. В душе ваши взрослеющие сын или дочь будут вам признательны.

Даже привыкнув полагаться на выбор ребенка-отличника, либо же привыкнув, что он беспрекословно послушается вашего собственного выбора, не забывайте интересоваться его мнением о будущей специальности, о том, чем бы ему хотелось заниматься. Заблаговременно узнайте сами и обсудите с ребенком все варианты поступления в вуз, продемонстрируйте свое знание его сильных и слабых сторон в школной программе, предложите помощь в подготовке. Даже если вы на сто процентов уверены, что он справится сам - участвуйте в его жизни! И даже если вы на сто процентов уверены, что "поступите" его туда, куда считаете нужным - прислушивайтесь к его мнению!

Даже у отличников бывают проблемы. И именно эти проблемы в последствии могут вырасти в большие комплексы взрослой жизни. Помогите своему ребенку справиться с собственными успехами и выдающимися способностями - все это в наших руках.

Картина дня

наверх