На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

НАШИ ЛЮБИМЫЕ ДЕТКИ

1 075 подписчиков

Как Вы разговариваете со своим ребенком? Привычные ответы

 

 
Как  Вы разговариваете со своим ребенком? Привычные ответы
 
Как ни странно, но зачастую причиной плохого поведения ребенка являются… сами родители! Послушайте при случае, как разговаривают мамы с детьми на детской площадке, в автобусе или в магазине. «Не трогай баночку! Не бери в рот лопатку! Хватит ныть! Еще раз повторишь, возьму ремешок! Сколько раз я тебе говорила…» А сколько раз мы сами повторяли подобные выражения?! Если взять все наши привычные фразы и записать на пленку, то получится, как вы думаете, что? Монотонно-однообразный набор нравоучений, команд, «лекций».

Наши добрые помощники психологи, изучив стиль общения родителей с детьми, выделили несколько типов автоматических ответов взрослых, которые сводят на нет все попытки установить здоровые отношения с подрастающим поколением.

«Убери вещи! Сходи в магазин! Немедленно выключи телевизор!» – эти фразы, звучащие как приказ, команда, говорят ребенку о том, что родители сейчас далеки от его проблем, не хотят вникать в его состояние, не уважают его самостоятельность.

«Если ты не перестанешь плакать, я уйду», «Не придешь вовремя, я тебе такое устрою!», «Еще раз это повторится, мало не покажется» – если у ребенка неприятные переживания, то угрозы и предостережения действуют на него угнетающе, еще больше загоняют в тупик и могут вызвать агрессию против родителей.

«Ты должен уважать старших», «Все порядочные люди должны трудиться», «Ты обязан вести себя как следует» – от таких фраз ребенок отмахивается, как от назойливых мух: «Мама, ты мне это уже тыщу раз говорила!». Они его только раздражают и ни к чему положительному не приводят.

«Я бы на твоем месте сделал так-то», «Думаю, тебе надо перестать общаться с тем мальчиком», «А ты попробуй сказать…» – на что бы ни пожаловался наш ребенок, мы всегда имеем наготове множество советов, как следовало бы поступить, а как не следовало. Да только дети рано или поздно начинают восставать против наших советов и готовых решений: «Тебе легко так говорить, сама бы попробовала!», «Без тебя разберусь!». За этими реакциями ребенка стоит его желание самому принимать решения, быть независимым от родителей. Согласитесь, и нам, взрослым, не всегда приятно выслушивать чужие советы.

«Говорила я тебе не смотреть по сторонам, вот и наделал ошибок», «Сколько раз я тебя предупреждала, что это к добру не приведет!» – логические доводы, нотации, «лекции» постепенно приводят к тому, что психологи называют «психологической глухотой». Дети перестают реагировать на наши фразы и отвечают: «Отстань, надоело, сколько можно, хватит уже!».

«Ну что это за ребенок!», «Опять ты все испортил!», «На что это похоже!», «Вечно ты…» – вы и сами не будете спорить, что такие фразы никакой воспитательной функции не несут, а у детей вызывают либо защитную реакцию (ответное нападение, озлобление), либо уныние, подавленность, разочарование, что приводит к формированию низкой самооценки. Мы произносим подобные фразы именно автоматически, в сердцах, порой от собственного бессилия изменить ситуацию. А у ребенка постепенно может возникнуть убежденность, что его не любят и он всем мешает.

«Я знаю, вся твоя злость из-за того, что тебе не дали посмотреть телевизор», «Я насквозь тебя вижу…», «Что, опять подрался?». Все эти догадки и интерпретации обижают ребенка, оскорбляют чувство его достоинства. Кроме того, взрослые как бы сужают широту детской души, сводят всю глубину переживаний к каким-то банальным вещам, и ребенок начинает чувствовать, что его совершенно не знают и не понимают.

Есть и другие автоматические реакции родителей на детское поведение – в каждой семье свои. Попробуйте неделю-две понаблюдать, после каких ваших высказываний ребенок начинает вести себя «неправильно», и постарайтесь понять, в чем именно он нуждается.
           
           

А еще можно провести небольшой эксперимент. В течение одного дня в общении с ребенком воздерживайтесь от критики, упреков, нравоучений и прочих автоматических реакций. Вместо них используйте фразы одобрения как по поводу, так и без повода. Посмотрите, как будет реагировать ваш ребенок, – это вам многое откроет.

Картина дня

наверх