На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

НАШИ ЛЮБИМЫЕ ДЕТКИ

1 075 подписчиков

Готовность к школе: какая она бывает?

Вступление ребенка во взрослую жизнь начинается с похода в первый класс. Но каким он будетудачным или нет – станет ясно на протяжении всех последующих десяти лет учебы.

 

Речь сейчас пойдет о том, как не получить разочарований от школы, к чему нужно быть подготовленным и как поддержать ребенка, сделавшего свой первый шаг во взрослую жизнь.

 

Как правилоребенок в шесть-семь  лет  идет в школу, и этот возраст считается кризисным в  психоэмоциональном и физическом развитии ребенка. Дело в том, что социальная роль ребенка меняется. Дошкольник-малыш становится первоклассником. В жизни ребенка возникают новые правила, обязанности, меняются приоритетыГлавным занятием отныне  становится учеба, а не игры. И то, как он соответствует подготовке к возникшим изменениям, и будет определять, легко ли будет проходить период адаптации и успешным ли будут обучение и общение.

 

В настоящее время обязательно перед приемом в школу ребенок проходит тестирование и собеседование с психологом. В ходе их определяется, готов ли ребенок к обучению в школьном учреждении. В принципе, все дети, идущие в первый класс, к обучению готовы. Но у большинства в первое время начинаются нешуточные затруднения: кто-то не желает идти в школу, у кого-то возникают психологические расстройства разной природы (неврозы, психосоматические заболевания). Для того чтобы вникнуть, что именно происходит, следует более детально рассмотреть те составляющие, которые объединены понятием «готовность к обучению».

 

Личностная готовность к школе состоит в том, что ребенок готов выполнять новую для себя рольроль ученика. Он имеет собственную позицию по отношению к школе, учителю, своему отношению к себе и к коллективу. В идеале она должна быть позитивной. Некоторый уровень мотивации  у ребенка уже сформирован. В школе как таковой  привлекает не только  внешняя обстановка, но и тот факт, что там получают новые знания и навыки. Это способствует развитию интереса к познаниям.  Для ребенка также важно и умение управлять собственным поведением: желание встать и подвигаться во время урока будет подавлено требованием учителя сидеть или решать задачу; уметь сосредоточиться в нужный момент; удерживать внимание необходимый период временизапоминать то, что следует, а не просто запоминается само собой.  При личностной готовности ребенка развитие эмоциональной сферы выходит на некоторый уровень выше прежнего. Хорошая эмоциональная устойчивость, которой достиг ребенок к началу обучения, способствует благоприятному процессу получения знаний в дальнейшем.

 

Но когда у ребенка личностная  готовность не сформирована, то он не хочет ходить в школу, ему  не интересен сам процесс обучения. Ребенок может сильнее уставать, капризничать и раздражаться, отставать по каким-либо дисциплинам. При таких обстоятельствах желательно обратиться к специалисту

Еще одной составляющей является социально-психологическая готовность к школе. Она заключается в том, что дети должны иметь такие качества, с помощью которых они смогли бы находить общий язык с одноклассниками, учителем. В школе, а  конкретнее, в классе, дети заняты  по сути общим делом, и ребенку нужно суметь войти в это сообщество, сосуществовать вместе в другими ребятами:   уметь постоять за себя, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссы, учиться уступать. Одним словом, все те действия, которые способствуют успешной адаптации в новом коллективе.

 

Практика показывает, что адаптация сложнее проходит у тех детей, которые не привыкли к коллективу (не ходили в детский садик, в развивающие центры, на  подготовительные курсы). Именно этих детей нередко отвергают в классеВо избежание таких проблем в общении, напоминайте ребенку, что онличность и, что другие дети тоже  индивидуальны и хотят, чтобы их ценили. Учите ребенка с достоинством выходить из данного обстоятельства, если уже таковое  возникло. Придумайте  поучительную  сказку, обыграйте с ребенком возникшую ситуацию. Пускай учитель по вашей просьбе понаблюдает за общением вашего ребенка с одноклассниками, а также активно привлекает его к совместной работе на уроке, - это поспособствует освоению  устоев  и принципов поведения в коллективе.

 

Совсем иного рода трудности могут возникнуть у детей, которые были лидерами в каком-либо детском коллективе (детском саду, группе раннего развития и т.д.). Построение пирамиды первенства в  коллективе одноклассников идет на совершенно новых  для  ребенка основанияхуспешности в учебе. И если у него не выходит быть первым, самооценка падает, что приводит к формированию комплекса неполноценности. Помогите ребенку советом, скажите  ему,  что он ценен такой, какой есть, а если он хочет вернуть себе лидерство, то должен трудиться. Пусть он совершенствуется в  других видах деятельности, это способствует повышению самооценки. Например, даже победа в игре в шашки или лото  с родителями или чтение стихотворения выразительнее всех в семье, способствует этому.

 

Еще одной составляющей является интеллектуальная готовностьнекоторый уровень знаний, формирование таких форм мышления, которые нужны для обучения. Именно на интеллектуальную готовность «накладываются» новые навыки, знания, умения. Чем прочнее ее фундаментальность, тем легче идет у ребенка процесс обучения. В обратном случае, надо будет акцентировать внимание на домашней подготовке ребенка, а также уделять время на развитие нужных навыков.

 

 

Про оценки и самооценку

 

 

Практически любой взрослый на вопрос, что вам в школе не нравилось больше всего, ответил бы: «Оценки».  То тройки, то пятерки, то двойки – это уже становилось определенной самоцелью в учебной деятельности. Оценки, за которые хвалили, ругали, награждали. А если не стыдили родители, то стыдили учителя. Как ни крути, все вертелось вокруг отметок. Но большинство понимало, что порядок выставления школьных оценокочень индивидуален и субъективен, и что не всегда порядок выставления оценок за знания был объективным. А в некоторых классах именно успеваемость была оплотом взаимоотношений.

 В  настоящее время во многих школах первоклассникам не выставляют отметок  в течение всего учебного года. Но классификация оценивания все равно имеет место. Как же без этого? Конечно же, это все равно наносит удар по самооценке. Но родители вполне смогут дать объяснение первоклашке процесса оценивания и научить правильно к этому относиться. По сути, этот процесс будет сосуществовать рядом в течение  всей жизни. Иными словами, следует выработать план достижения успехов, когда мимолетные неудачи воспринимаются как индикаторы слабых мест, которые надо совершенствовать.

 

Если же ребенок всегда будет слышать в свой адрес упреки, ругань и другие подобные вещи, то у него выработается тактика уклонения от трудностей и проблем. И это все отразится на его дальнейшей жизни –  он будет избегать новых проектов и работы, уклоняться от ответственности, а в личной жизни возникнут большие трудности во взаимоотношениях.

 

Период  начальной школы является серьезным не только для ребенка, но и для родителей. Одни решают – «я учусь вместе с ребенком», другие считают, что учеба ребенка – это его самостоятельное дело и в школьные дела предпочитают не вникать. Какой  позиции придерживатьсяопределять Вам. Единственное, постарайтесь создать такую атмосферу, чтобы не только начальные классы, но и все последующие шаги обучения в школе, не стали для ребенка муками, а лишь сильнее и сильнее увлекали его в мир знаний, пусть и нелегкий!

Картина дня

наверх