*Натали* ( бизнес не предлагать...) предлагает Вам запомнить сайт «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ДЕТКИ»
Вы хотите запомнить сайт «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ДЕТКИ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды
Стена
Лиза Малахова
Привет всем! Замечательный сайт!)) А кто его создал-молодчинка!!!
Лиза Малахова 23 июня 13, в 13:30
ента
Приветик! Подскажите кто нибудь, почему мои темы не добавляются в блог и на некоторые темы я не могу ответить, потому как мне выдается недостаточно прав?
ента 21 мая 13, в 04:58
*Натали* ( бизнес  не  предлагать...)
Привет! Друзья! Как давно я тут не была....
И спасибо Вам большое что вы все тут и поддерживаете сайт!!!!!!!
*Натали* ( бизнес не п… 10 января 13, в 21:22
Кристина Фетисова (Ермолова)
Мамочки не забываем о своем внешнем виде и атрибутах
Звездность сумок Ильтутто Нико (Il Tutto Nico) подтвердилась в очередной раз!!! Наряду с Дани Миноук и Денис Ван Оутен сумку Ильтутто Нико выбрала и Оксана Федорова!
Подробнее здесь: h tt p://vk.com/club29387459 и здесь: h tt p://www.bebecatalog.ru/ru/
Кристина Фетисова (Ермол… 28 октября 12, в 20:25
Кристина Фетисова (Ермолова)
У нас открылась закупка премиальных платьев для беременных от Изабеллы Оливер!!!!
Сделайте себе новогодний подарок!!! Платье всего за 3300 рублей!!!
Заказы принимаются до 1 ноября! Спешите заказать подробности здесь: http://www.bebecatalog.ru/ru/ и здесь все новости: http://vk.com/club29387459 Не упустите свой шанс!
Кристина Фетисова (Ермол… 27 октября 12, в 19:27
Валерий Савченко
Люди-человеки!
У меня большая просьба ко всем. Моя племяшка участвует в конкурсе. Пожалуйста проголосуйте за неё. Вам не составит труда нажать кнопку голосовать, а ребёнку приятно.

http://konkurs.zvezdaudachi.com/catalog/13/13/id/7551

Извините если кто-то посчитал это очередным спамом.
Спасибо за понимание.

За ранее благодарен всем проголосовавшим и поддержавшим.
Валерий Савченко 23 октября 12, в 19:05
Кристина Фетисова (Ермолова)
BÉBÉCATALOG - уникальный дистрибьютор ведущих мировых марок одежды для мам и малышей, аксессуаров и элементов декора.
Наши марки: Skibz, Spotty Otter, Bébé au lait, Sockons, Pink Lining,Il Tutto, FunToSee.
Только в этой группе: Конкурсы, Cкидки, Ваучеры, Советы и многое другое!http://vk.com/club29387459
Вы можете стать счастливым обладателем
СКИДКИ 10% на весь ассортимент Бебекаталога!!!
Читайте подробности http://vk.com/topic-29387459_27289780
ДОСТАВКА ПО ВСЕЙ РОССИИ!!!
Не забудьте подписаться на наш Twitter:
twitter.com/bebecatalog
Подпишитесь на наш блог: http://bebecatalog1.blogspot.com/
Раскрасьте жизнь вашего малыша яркими красками вместе с BÉBÉCATALOG!
Кристина Фетисова (Ермол… 22 октября 12, в 01:06
Сергей Строгонов
Сделал сайт для мам и пап оцените пожалуйста www.for-child.ru
Сергей Строгонов 20 сентября 12, в 20:20
Семён и Анна
Интересная статья! Сейчас на улице грязь...чем занятся с ребенком?статья Математика на прогулке - в игре! http://rannee-razvitie.info/about/latest-topics/
Семён и Анна 17 марта 12, в 20:01
Lida-Ru Лидия Рудакова (Лобода)
http://www.web-resurs.ru/best_portal/?from=1116#box-table-a
Приветик! Поддержите, пожалуйста, мой школьный сайт в конкурсе! Это займёт лишь несколько секунд-нужно перейти поданной ссылке, в самом низу вписать цифры и нажать кнопку-ПРоГОЛОСОВАТЬ. Всё! Спасибо огромное всем, кто откликнулся на мою просьбу! Удачи вам!! С багодарностью, Лида.
Lida-Ru Лидия Рудакова (… 13 февраля 12, в 16:49

Последние комментарии

Светлана Круглова (Козленкова)
Лиза Малахова
Замечательная тема! Я многое засвоила.
Говорят на обиженых воду возят))
Лиза Малахова Обида
Лиза Малахова
ента
У нас много разных игрушек и кораблики и уточки и пустые бутылочки, нам нравится.
ента Во что поиграть в ванной?
ента
АлександрА_В. Лопатина
Svetlana Sidorova
Svetlana Sidorova
Svetlana Sidorova
Svetlana Sidorova
Спасибо!
Svetlana Sidorova Как научиться сочинять сказки?

Поиск по блогу

Основная статья: Конфеты

Ергаки. Шикарный поход в июне 2009, 1 часть

Ергаки - сказочная страна. А теперь подробнее о нашем походе...

Поход начался с жестокого отсева. Выразили желание поехать в Ергаки человек примерно тридцать, и почти каждый спрашивал, сколько же нас будет в группе. Я отвечал крайне уклончиво, дескать, это будет понятно на второй день похода… Ближе к конкретной дате выезда, реальных людей становилось всё меньше. Многих пугали сообщения о мощных снегопадах. Один парень отсеялся во время тренировки – он не смог разносить новые ботинки…
Однажды утром мне позвонила какая-то женщина и попросила уточнить, сколько же нас будет участников и кто именно. Я только лёг спать, и потому соображал туго:
- Ну, я твёрдо убеждён только в одной Ирине, это моя студентка, человек проверенный, мы ходили вместе в пещеру…
- Спасибо, понятно, это я и есть…
19 июня утром нас осталось всего девять, а вечером выехали вовсе пятеро: Виктор, Елена, Саша, Ирина и я.

20 июня в горы отравились трое, а к вечеру мы устроили перекличку и установили, что нас осталось лишь двое: Ирина и я. Вот это отсев!
Ергаки прекрасны! Недавние снегопады подчеркнули графику гор, и мы в азарте щелкаем фотоаппаратами. Вечер подарил нам прекрасный закат. Мы установили палатку на уютной опушке леса, возле радостно журчащего ручья, прямо среди цветущих жарков.
Подводя итоги прожитого дня, мы остались довольны: всё в порядке.
- У меня только одна проблема, - вздохнул я, - мало карт памяти. Всего на две тысячи снимков, а хотелось бы три.
- Ну, моя карта памяти на 32 гига, - похвасталась Ирина, - а вот аккумуляторов всего два… А нужно не менее трёх. Ладно, будем экономить, фотографировать лишь самое-самое…

Такими мы увидели заснеженные Ергаки с трассы. После этой картинки нас осталось трое...

Слева грандиозный пик Зуб Дракона, справа - двухглавая скала Кит. На Зуб Друкона мы бегаем примерно раз в год, а вот Кит остаётся пока непокорённым. Снимок сделан прямо с трассы.

Вид на Ергаки с трассы

Вид на хребет Ергаки с поляны

Место, где разбился генерал Лебедь

Вчера был снегопад. А до этого здесь бушевала зелень и цвели жарки... Погода в горах может меняться очень быстро.

Тонкая корочка льда. Температура воздуха упала ниже ноля.

Озеро Ойское, вид прямо с трассы.

У костра. Картина называется "Охотники на привале". Единственний снимок с Сашей. В тот же день он вернулся в тёплый город... Так нас сфотара Ирина.

Дело к вечеру! Снимок сделан с места нашей первой стоянки.

А вот и вечерние световые эффекты. А снег, между прочим, уже почти весь растаял!

21 июня.
Солнечно! Тепло! Мы с удовольствием ходим босиком по упругой траве и слушаем пение соловьев.
- Ергаки – сказочная страна!
После завтрака уточняем маршрут: перевал Художников, Стрелка, озеро Чёрное, перевал Межозёрный, Грация. Маршрут сложный, но Ирина довольна:
- Я согласна на любой кипиш, кроме голодовки!
И пошла спать.
Рядом поставили палатки шумные минусинцы. Они сходили в радиалку и сильно обгорели на весеннем солнце. Их кожа приобрела пугающе свекольный оттенок, но минусинцы довольны:
- Кожа новая нарастёт… Зато красота тут какая! Ну, прямо сказка! Жалко, что мы всего на неделю выбрались. Что тут за неделю успеешь?
Я сварил обед и начал раскладывать еду по тарелкам. Ирина проснулась как раз вовремя!
- У тебя особое чутьё! – удивился я.
- Я же сказала – любой кипиш, кроме голодовки!
Я с энтузиазмом фотографировал цветущие жарки, водопады, горы, а потом глянул на счетчик кадров и ахнул:
- Уже четыреста кадров! И это за два дня! Ой-ей, надо экономить…
- Что за красота! – восхищалась Ирина, - так мне электроэнергии не хватит! Что же делать? Фотографировать же хочется!
- Если у тебя зарядное устройство с собой, то ты можешь сейчас снимать, сколько угодно, потом сбегаешь до Тармазака…
- Точно, так и сделаю!
В полном упоении Ирина щёлкала кадр за кадром, пытаясь объять необъятное. Вечером она ушла к Тармазаку, заряжать подсевший аккумулятор. Я принялся варить ужин, силясь угадать, сколько же времени потребуется Ирине на прогулку. Как раз в тот момент, когда ужин был готов, на берегу ручья появилась сияющая Ирина:
- Зарядила!
- Как такое возможно? – изумился я, - секунда в секунду!..
- Любой кипиш, кроме голодовки!!..

В это время в Ергаках буйно цветут фиалки. На мой взгляд, дикие фиалки на воле чувствуют себя лучше, чем домашние на клумбах...

Перед нами зелёные поляны, а вот на высокой горке ещё сохранился вчерашний снег. Торопливо фотографирую. К вечеру и этот снег стает.

Жарки цветут! Они же купавки или огоньки

Вода здесь чистая, прозрачная и вкусная

Наша палатка. Так здорово утром проснуться и сразу оказаться среди цветов!!

Скала Спящий Саян. Это каменный мужик исполинских размеров...

22 июня.
Тепло, пасмурно, изредка сыплет мелкий дождик. Собрав все вещи, мы пошли до Перекрёстка. Поставили палатку на уютной поляне. Пока я ходил за дровами, Ирина развела огонь и сварила ужин.
- Ничего себе, какая ты самостоятельная, - обрадовался я, - и ведь вкусно как сделала! Так я не умею…
- А вы зачем столько дров принесли?! Мы что, тут зимовать будем?
- Да кто его знает…
Тут небо потемнело, и пошёл град. Я надел свою португальскую шапку с антенной:
- Ой, градом по ушам бьёт! Ой, спасайся, кто может! Уши, уши! Зачем же так больно?..
Через несколько минут градовая туча ушла, а небо прорезала розовая полоса заката. Схватив фотоаппараты, мы побежали на перевал, чтобы запечатлеть несколько прекрасных мгновений уходящего дня.

Ящерица. Редкий кадр. В смысле, что ящерицу тут редко увидишь...

А вот и я со своей косметичкой. Хороший рюкзак был, на 160 литров. Всё туда вмещалось! Сам шил. Но за долгие годы рюкзак в конце концов износился... Сейчас я приобрёл Анаконду-130. Очень удобная подвеска. И по объёму, как ни странно, всё туда вмещается. Это не реклама, просто делюсь опытом. Так сфотала меня Ирина на привале.

Люблю фотографировать воду!

Спящий Саян. Снимок сделан от Висячего камня во время радиалки.

Горы велики! На этом снимке крохотную фигурку Ирины фиг найдёшь.

Внизу - озеро Каровое

Во время радиалки мы совершили восхождение на пик Орешек. На снимке: Ирина на вершине Орешка.

Скала Кит с другой стороны.

Вид с Молодёжного. Можно различить (слева направо) Зуб Дракона, Звёздный, Зеркальный и Птицу.

Так Ирина запечатлела меня возле Висячего камня

23 июня.
Утро солнечное и прекрасное! Я запалил костёр, Ирина сварила овсянку. После такого энергетического завтрака отправились в радиалку. Поднялись по хребту к Висячему Камню, потом к пику Орешек.
- Ну и красота, - щёлкала во все стороны Ирина, - снимаю с утра до вечера, и всё мало!
- Экономь аккумулятор!
- Надо экономить… Да как?! Как удержаться?
На пик Орешек поднялись легко. Лишь при спуске Ирина немного запуталась в своих ногах:
- Ой, да тут сложно, оказывается! Ступеньки нету, зацепки не хватает.
При траверсе к перевалу Художников пришлось преодолевать заснеженный склон. При плюсовой температуре снег был рыхлым. Достаточно пнуть ботинком, чтобы сделать надёжную ступеньку.
- Ничего себе, Ергаки! – поразился я, - да это больше на Тянь-Шань похоже, высота три тысячи метров…
На перевале Художников мы встретили группу молодых шумных красноярцев.
- Вы видели? – кричали они, возбужденно размахивая руками, - нет, вы видели? Какой-то москвич с огромным рюкзаком пошёл через перевал! Да ведь тут такой снег, что не пройти, а он пошёл! Он с парашютом! Хочет прыгнуть с Зуба Дракона. Вот это супермен!
- Да, с Зуба Дракона прыгают, - подтвердили мы, жуя обеденную конфету.
- А тут ещё туристы с Мурманска были, - продолжали тараторить ребята, - они вообще профессионалы! Посмотрели на перевал и повернули назад. Говорят, что тут непроходимо!
- Так то мурманчане… а мы красноярцы. Мы пройдём.
- Что?! Вы собрались идти через перевал?!
- Ну, не сейчас. Наверное, завтра. А сейчас хотим сбегать на пик Молодёжный.
- Что?! На этот пик? Сбегать? Разве это возможно? Там такие стены! Там такая высота!
- Мы же красноярцы, - заважничал я, - сейчас, вот конфету дожуём, и сбегаем.
- Ого, - закричали ребята в восторге, - они на вершину пойдут! Альпинисты! Профессионалы!
- Да я на этот пик детей вожу, каждый год, - я пожал плечами, - там просто.
- Ого, для них это просто! – галдели туристы, проникаясь к нам уважением.
А мы, прожевав конфету,  действительно побежали на пик Молодёжный. Два раза пришлось преодолевать снежники, но в целом путь был чрезвычайно простым. Ирина на вершине в полном восторге щёлкала затвором:
- Какая красота! Рассказывайте, что там за пики!
Сделав два-три кадра, я заскучал:
- Ну, высота, ну – панорама. Ничего интересного. Там Зуб Дракона, гора Антей, здесь пик Звёздный, ближе к нам – пики Зеркальный и Птица… Вот если бы туман…
И в эту минуту вдруг хлынул дождь. Мир сразу преобразился! Далекий силуэт пика Зуб Дракона стал едва различимым! Пик Звёздный тоже пытался спрятаться за стеной дождя. А Зеркальный, самый к нам близкий, был хорошо виден.
- А-а! – закричал я в восторге, - какое разделение планов! Мечта фотографа!! Но как снимать? В такой дождь объектив промокнет!
Я заметался по горам, ища укрытия от дождевых капель. Мне удалось найти нависающий карниз, куда можно было запихнуть тело вместе с фотоаппаратом. Я залез под камень, выставив наружу только глаза.
Ирина, спускаясь с вершины, потеряла тропу:
- Михаил! Где вы? Я вас не вижу!
- Здесь, под скалой! – я попытался обозначить свое местопребывание, моргая глазами, но Ирина их не замечала:
- Тут все серое и мокрое, я вас не вижу!
Пришлось мне выставить под дождь руку. Рука тут же промокла, но я всё равно был счастлив:
- Какие кадры, а? Какие кадры! Вот повезло с погодой! Вот это кадр! Это вообще супер – всё серое и ничего не видно! Какая красота!
- Да, в солнечную погоду такого не увидишь, - подтвердила фотографически грамотная Ирина.
Дождь быстро прекратился. Мы пошли вниз, к озеру. Каровое пока подо льдом, но две больших полыньи давали вполне сносные отражения.
- Эх, - сокрушалась Ирина, делая кадр за кадром, - а вот здесь нужно солнышко!
- Идеальная погода сегодня уже была… Хватит! Экономь аккумулятор!
После вкусного ужина нас ожидал ещё один закат.
- Не буду фотографировать, - сказала Ирина, - стану энергию экономить.
- И я воздержусь, - кивнул я, - подумаешь, закат! Ну, небо полосатое. Всё равно в лесу ничего не видно. У меня места на карте памяти мало.
- Ой, небо стало сиреневым! – приподнялась Ирина, - как красиво!
- Это искушение. Не поддавайся! Я вот даже и не прикасаюсь к фотоаппарату.
- Нет, но какое небо волшебное!
- Ирина, крепись!
Ещё минуту Ирина сидела неподвижно, подсчитывая проценты оставшейся энергии, а потом схватила фотоаппарат и побежала наверх.
- Она будет снимать закат, а я – нет? – подскакиваю. Повесив камеру на шею, бегу в другую сторону…
Перед сном мы очень смеялись, вспоминая этот случай.

Вид на перевал Художников с Карового.

Озеро Каровое. Но это мелочи. Главные красоты начинаются с озера Художников.

24 июня.
Утро солнечное! Соловьи так и заливаются на все голоса. Да и другие птицы не уступают. Устроили нам целый концерт!
Я сварил манную кашу:
- Ирина, просыпайся! Выходи изюмом вперёд!
Завтракаем, наблюдаем за бурундуком, который так и бегает вокруг нас. Мы предложили ему крошки печенья, но бурундук, понюхав угощенье, презрительно фыркнул и отверг подарок. Мы предположили, что этот бурундук – хищник. А что, Ергаки – сказочная страна, тут всё возможно.
- У вас на правой щеке сажа, - заметила Ирина.
Я пошёл к ручью и помыл правую щёку. А вот Ирина умывалась вообще каждый день. Она даже взяла с собой специальное туалетное мыло с запахом лаванды и оливок. Но сегодня Ирине не повезло – заворачивая душистый комочек в упаковку, она выронила его в ручей… Стремительное течение тотчас унесло драгоценное мыло прочь.
После завтрака небо вдруг затянуло серыми тучами. Начался дождь.
- Ну и ладно, - буркнул я, - пусть сегодня будет днёвка!
Вечером мимо нас прошли два туриста в штормовых костюмах:
- Тут медведь бродит, небольшой такой…
- Это плохо, - отвечаем, - нам нужен большой…
- Почему?..
- А потому, что у нас объективы широкоугольные!!..

25 июня.
Пасмурно. Временами моросит дождь. Сварив кашу, я разбудил Ирину. Та осторожно понюхала кашу, мужественно съела, но обед стала варить сама. Ирина прихватила с собой множество приправ и разных пряностей. Оказывается, пища с этими добавками приобретает качественно другой вкус.
- Ничего себе, - облизывался я, - вот это супчик!..
Упаковывая макароны, я случайно проткнул мешок. Заметив это, Ирина молча достала скотч и заклеила дырку в пакете.
- Ничего себе, - опять удивился я, - ты такая маленькая, а от тебя столько пользы!..
- Это я ещё не стараюсь, - скромно отвечала Ирина…
Вечером небо опять заполыхало красными и даже сиреневыми красками.
- В небе спецэффекты! – восхитилась Ирина.
- А я видел в лесу, недалеко от палатки, движение какого-то зверя.
- Медвежонок? – обрадовалась Ирина.
- Нет, больше на соболя похоже, только размером крупнее. Слишком быстро убежал, я не успел разглядеть.
Перед сном Ирина читала по памяти стихи Гребенщикова.
- Здорово! – заметил я, - уважаю стихи Гребенщикова, Блейка и ещё один поэт есть, тоже известный… Пушкин!
И уснул под шум дождя.

26 июня.
Вот вы не были в этот момент, в три часа ночи, на Перекрёстке, и совершенно зря! Вы могли бы наблюдать забавное зрелище! Только представьте себе: ночь, тайга, темнота, замшелые камни… и тут при стробоскопическом освещении скачут три озабоченных существа! С нечленораздельными воплями они мечутся среди кедров в самых разных направлениях, а выражение их суматошных внешностей отражает богатую гамму эмоций. Вот какое чудненькое представление вы пропустили! А произошло вот что.
Ирина обычно спит без задних ног. А я, наоборот, даже во сне прислушиваюсь к сохранности продуктов. И вот я, посреди ночи, в кромешной тьме акустически понимаю, что некто нагло покушается на запасы провизии.
- Ирина, у нас гости. Готовь фотоаппарат со вспышкой. Пожалуй, я свой тоже возьму.
- Что, медведь? – поинтересовалась Ирина, приводя камеру в боевую готовность.
- Не знаю, сейчас разберёмся. Ты обулась? Открываем палатку, выпрыгиваем и сразу фотографируем.
Мы выскочили и тут же началось. Наверное, даже переезд зоопарка силами сумасшедших не вызвал бы такого ажиотажа!  Неведомый зверь, испугавшись нашего появления, ударился о котелок. Я кинулся на звук.
- Оно у костра! – закричала Ирина, - а у меня резкость не наводится!
И тоже кинулась.
И зверь кинулся. Правда, более целенаправленно. Он хватал продукты и пытался оттащить их в сторону. И вот все трое мечутся по поляне и орут нечеловеческим образом.
- Отдай сухое молоко, зараза! – кричал я.
- Я не могу навести резкость! – вопила Ирина, - может быть, подсветить фонариком?!..
- Нет! Сахар не отдам! Положи на место, свинья собачья!
- Резкость!
- Конфеты!
- Р-р-р!
Вдруг фотоаппарат Ирины сработал. Он выдавал вспышку за вспышкой, подряд, как автоматную очередь. Эти ослепительные вспышки выхватывали из темноты то ненужную кружку, то скользкие корни кедров, то чьи-то безумные глаза. После ярких вспышек темнота казалась вовсе чернильной. Но я продолжал яростно нырять в эти чернила и там, словно играя в жмурки, пытался поймать хоть что-нибудь. Зато Ирина поняла, что это был за зверь:
- Это лиса!
- Да хоть кабан! – вопил я, бросаясь, как вратарь на мяч, - отдай макароны, стерва!
Всё стихло так же внезапно, как и началось. Лиса ушла с добычей, Ирина сокрушалась над своим фотоаппаратом, а я, причитая, собирал разбросанные продукты и вещи. Лагерь выглядел так, будто там граната взорвалась.
- Нет, ну ты погляди! Зачем она миску-то потащила? Пластмассовую!
- Почему у меня резкость не наводилась?!
- Макароны я отобрал! Потому что объект был далеко!
- На всех фотках какая-то неразбериха!
- Зато сахар на месте!
- Почему вспышка не сработала сразу?!
- Потому что я сразу за сухим молоком кинулся!
- Фотоаппарат тормознутый!
Тут вековую тайгу наполнил печальный волчий вой. Зря вы думаете, что лисы умеют подражать волкам. Это я обнаружил пропажу манной крупы.
- Ну и чудеса! Бурундук тут хищник, а лиса – вегетарианка! Точно, Ергаки – сказочная страна!
- Лиса ещё и три печенюшки съела! Ну ладно, что же делать, пошли спать!
Мы забрались в спальник, но пережитые приключения не позволяли нам заснуть.
- Ира, а вот ты изучала высшую математику… Тебе пригодились в жизни эти знания?
- Да! Однажды ветром сдуло шапку, и она упала в труднодоступном месте. Тогда я согнула проволоку в виде интеграла и подцепила шапку…
Мы так прохихикали до рассвета. Вылезли из палатки в половине шестого.
- Так даже лучше! Раньше перевал пройдём!
Мы сварили вкусной пшённой каши. При этом Ирина рассыпала соль.
- Есть такая примета! - вспомнил я, - рассыпать соль – это к ссоре. Мы ещё не ссорились, надо попробовать.
- Со мной трудно поссориться, - заметила Ирина, упаковывая вещи.
- Со мной тоже трудно…
- Что же делать? Будем пробовать… А вы заметили, что соловьи всё утро так беззаботно и самозабвенно пели, словно ничего и не случилось?..
Мы собрались идти через перевал, но после сытного завтрака нас как-то разморило… и мы вздремнули часа три-четыре. После этого так хорошо пошли!
При ясном небе и солнечной погоде мы легко и быстро дошли до Карового. Но вдруг из-за угла выскочили огромные клубы тумана. Резко потемнело.
- Красота какая!! – закричали мы, выхватывая камеры.
Вершины скал напрочь закрыло густым туманом. Конечно, это очень красиво, но я задумался, а стоит ли нам продолжать путь. Сейчас наверху сильно похолодало.
- Ира, на перевале нам хреново придётся… Какое у тебя настроение?
- Да я коня на скаку остановлю! – Ирина расправила плечи.
- Ты уверена в своих силах?
- Дайте мне коня – увидите! Коня мне, коня! Полцарства за коня!
Тщательно взвесив все обстоятельства, я решил продолжить путь. Будь наша группа хоть немного слабее – мы бы остались внизу.
Тропа на перевал вела круто вверх. Стало даже жарко. И это очень радовало, потому что мы знали, какой холод нас ожидает. Вошли в туман – видимость резко сократилась, мир стал крохотным… Курумник на перевале был покрыт толстыми снежниками. Вот это подарок судьбы! Почти все трудные места где-то глубоко внизу, под снегом…
При такой температуре воздуха было легко долбить ступени. Достаточно с силой пнуть ботинком склон раз или два – и надёжная ступенька готова. Мы траверсировали снежники над тропой. Впрочем, в таких условиях можно было идти вообще где попало, но я старался всё-таки придерживаться известного пути, чтобы не выйти случайно на зеркало. Ирина на крутых снежных стенах смотрелась вообще великолепно!
- Ира! – закричал я в полном восторге, вытаскивая камеру, - да сейчас мы такие кадры сделаем, не хуже, чем на Памире!
И в эту секунду началась метель. Снегопад был таким плотным, что видимость сократилась метров до трёх-пяти. К сожалению, фотографировать было совершенно невозможно – снегом немедленно залепило бы объектив. Впрочем, мы не очень-то огорчились по этому поводу. Нас больше беспокоила скорость передвижения и степень замерзания наших организмов.
- Ира, как настроение? Коня на скаку остановишь?
- Ой, лучше в горящую избу зайду!..
Ирина радовала меня постоянно. Она двигалась очень грамотно и не задерживалась ни на секунду. Вот и прекрасно! Бежим вниз, там тепло!
- Ира, ты вела себя очень мужественно! – заметил я с уважением.
- Это я ещё не старалась! – пошутила Ирина, - Но если бы стало ещё холоднее, я бы запищала!..
Зона тумана и метели была не более сотни метров по вертикали. Внизу, как мы и ожидали, было весьма тепло! На берегу озера Художников мы обнаружили одинокую палатку.
- Добрый день! – закричали мы, перекрывая шум ветра.
Из палатки высунулся мужик откровенно ошарашенного вида. Спутанные волосы падали на его помятое лицо, но он не обращал на это внимания.
- Ни хрена себе, добрый! – отвечал мужик, - погода собачья!
- А вы тот самый москвич с парашютом? – спросила Ирина, не скрывая восторга.
- Да… с парашютом…
- А вы уже прыгали с вершины? – Ирина от восхищения округлила глаза.
- Думаю, что он ещё не прыгал, - опередил я москвича с ответом, - видишь, он ещё живой?..
Ирина засмеялась, зато москвича моя шутка совсем не обрадовала. Он криво ухмыльнулся и впал в глубокие раздумья.
- Мы к вам ещё в гости придём! – закричала Ирина, - и вы к нам приходите, мы тоже тут палатку поставим!
- Да… конечно… - ответил мужик, не выходя из скорбных раздумий…
Мы решили поставить базу на другом берегу озера. Пока я ходил за дровами, Ирина установила палатку. Стало совсем уютно! Я распалил костёр, а Ирина приготовила картофельное пюре с вяленым мясом.

Ночная гостья - лиса.

Путь на перевал!  Погода не для слабаков.

Привал на минутку. Ирина полна решимости. Пока у нас такие женщины есть, нас не победить!

Вид с вершины перевала Художников вниз, в сторону Мечты.

На перевале Художников. Хорошо, что все слабаки отсеялись. В такую погоду только сильная группа способна пройти перевал без потерь. Что мы и доказали.

На перевале Художников

Спуск с перевала. Пока мы шли по снежникам и крутому курумнику, я даже и не доставал фотик. Лишь теперь, когда туман, метель и опасности остались где-то далеко наверху, я вытащил фотокамеру.

Отражение в орезе Художников

Знаменитая Парабола. По мощности это второе в мире место силы (После Кайласа). Третье место занимает Бурхан на Ольхоне.

Вид на Тонкого Брата от Мечты

Отражения...

27 июня.
Утро солнечное и прекрасное! Беспокоясь, не застудилась ли Ирина вчера, я просил, как она себя чувствует.
- Пока не знаю, - отвечала Ирина сонно, - в общем, горизонтально!..
Природа торжествовала. Солнечные зайчики весело прыгали по глади озера, а птицы заливались на все голоса. Едва выглянув из палатки, мы тут же торопливо потянулись за камерами:
- О, какая красота! А там! А здесь! А-а-а-а!
Лишь отщёлкав по сотне кадров, мы немного успокоились.
Во время завтрака мы обсудили план действий и решили навестить московского парашютиста. Нам захотелось запечатлеть его прыжок.
- У Михаила Вершинина есть такой снимок, а у нас нет! А теперь и у нас будет!
Мы собрали штурмовые рюкзачки и отправились в радиалку так, чтобы по дороге навестить москвича. Но, что такое? Его палатка исчезла! И мимо нас он не проходил! Значит, решил вернуться?
Нашу догадку подтвердили туристы, которые в это время спускались с перевала:
- Да, москвич шёл домой… Говорит, что нахлебался сибирской погоды!
Мы отправились к Мечте и полдня провели в том районе, фотографируя в восторге всё подряд… Места здесь просто сказочные!!
Вечером я заготовил ещё кучу сухих дров и натянул тент на случай дождя, а Ирина сварила вкуснейший ужин. Получилось всё прекрасно.

28 июня.
С утра дождик. Пока я возился с костром, дождик прекратился. Сварил манную кашу и зову Ирину:
- Ира, выходи изюмом вперёд!
Ирина накинула на верёвку спальник и через час заметила:
- Спальник стал более влажным, чем я повесила его сушить…
- Ергаки – это сказочная страна, тут ещё и не такие чудеса бывают!
Мы собирались сегодня сбегать до Цветных озёр, но погода очень уж неустойчива. Так и досидели до обеда. Но вот уже целый час стоит африканская жара. Спальник быстро высох. Мы решили сбегать в радиалку на озеро Горных Духов.
Вдоль правого берега озера тянулся большой снежник. В погоне за интересными кадрами мы пошли туда и, действительно, тут же отщёлкали по сотне кадров. Потом мы выбрали уютную зелёную полянку, разулись, помыли ноги в прохладной воде и приступили к перекусу. Вот это жизнь!!
- У нас каждый день праздник, - заметила Ирина.
Вечером выдалось свободное время. Недалеко от нашей палатки я заметил старый прогнивший пень. Потыкав в его сердцевину палкой, я понял, что там рыхлая труха, которую можно измельчить и вытащить. Чем я и занялся с большим старанием. Ирина  наблюдала за этим действием со всё возрастающим недоумением. Пень был высотой более метра, и где-то в середине древесина оказалась более плотной, чем с конца. Целый час я усердно и настойчиво долбил это уплотнение крепким суком и, наконец, пробил сквозное отверстие. Ирина впервые застала меня за таким странным занятием и теперь гадала, что бы это значило. А я распалил внутри пня костёр. Древесина пня была очень сырой, практически не горела, но зато давала много дыма. Ствол теперь превратился в трубу, и возникла тяга, как в печке. Дым устремился в трубу и стал вырываться направленным фонтаном. Тяга стала такой сильной, что струя дыма даже загудела. Я был очень доволен и теперь с восторгом наблюдал за творением своих рук. Ирина не выдержала и спросила:
- А что это вы такое сделали?
- Понимаешь, Ира, я давно хотел увидеть действующий вулкан, но как-то не получалось в жизни. И тогда я решил сделать это своими руками. Вот, разве не похоже?
В этот момент тяга стала такой мощной, что в плотных клубах белого дыма сверкнули языки пламени!
- Извержение! – завопил я в экстазе, - Кракатау!!.. Не нужен нам берег турецкий, Камчатка нам не нужна…
- Знаете, когда вы читали у нас лекции, вы были таким солидным… М-да, мужчины в любом возрасте остаются мальчишками!.. А знаете, в жерле этого вулкана удобно сушить ботинки! Ой, как здорово!
Этим вечером мы впервые увидели комара. Он прилетел к нашему вулкану, видимо, погреться. Комарик был совсем тощеньким и слабым. Он так дрожал от холода и выглядел таким несчастным и одиноким, что, будь он нищим, мы бы отдали ему все деньги. Наверное, ему было очень одиноко и страшно в тайге! Комарик робко присел возле нас. Он блаженно щурился на дым от извержения и отогревался душой. От предложенного изюма он вежливо отказался и за весь вечер не проронил ни слова.

Вот оно, озеро Художников, с которого и начинаются красоты Ергаков. Если планируете путешествие в Ергаки, обязательно посетите озеро Художников. Если же вас кто-то приглашает в Ергаки, обязательно поинтересуйтесь, а будет ли стоянка на берегу озера Художников. Если да - смело идите в поход. Если же руководитель станет мяться и что-нибудь мямлить вроде "может быть, в радиалку туда сбегаем...", то следует послать такого куда подальше. Пускай других лохов водит...

Парадоксальная Парабола. Если вы увидели Параболу примерно в таком ракурсе, то считайте, что кое-что всё-таки увидели в Ергаках. А то бывают случаи, когда туристов держат на Светлом, поднимают на плечо Птицы и говорят: "Вон там Парабола". А на самом деле можно увидеть лишь скалы, которые образуют Параболу. Сама Парабола не видна. Туристы в недоумении: "Как же так, мы заплатили такие деньги, а Параболу нам не показали!"

Вот что можно увидеть с Птицы. Разве это Парабола? Это лишь скалы, которые образуют Параболу. Впрочем, вид тоже симпатичный.

Завершение этой истории - в следующей теме.


Мастер Фоток 11 окт 11, 21:50
0 0

Детская ложь

 

Чаще всего это происходит в начале третьего года жизни. Еще вчера такой открытый и непосредственный, малыш вдруг начинает хитрить, увиливать от своих обязанностей под надуманными предлогами, отрицать очевидную провинность, перекладывать свою вину на других. Это тревожит родителей, и они всеми доступными средствами стараются избавить ребенка от привычки “врать”.

Вымыслы и уловки ребенка – лишь более зрелые и логичные формы воздействия на окружающих, нежели сложившийся еще в младенчестве стиль эмоционального давления (истерики, слезы, выпрашивание и т.д.).Растущая любо-знательность и все более частые запреты взрослых – вот что питает первые вымыслы малыша, пытающегося при помощи фантазий обойти ограничения, налагаемые взрослыми.

Усиливается давление на ребенка. Его ловят на слове, заставляют признать свою неправоту или “разоблачают” по старинке: “Не ври, у тебя все на лбу написано”.

Тактика разоблачения маленьких “обманщиков” и принуждение к признанию оказываются, однако, малоэффективными. Прикрыв ладошкой “предательский” лобик, ребенок продолжает сочинять, прямо глядя нам в глаза. Может быть, он не догадывается, что врет? Не понимает разницы между вымыслом и реальностью? Возможно, в этом возрасте ему бесполезно объяснять, что врать стыдно?

Нужно и можно ли бороться с детской ложью?

Детская ложь – одна из самых исследованных проблем в психологии, однако справиться с ней в повседневной жизни еще никому не удавалось. Некоторые специалисты считают, что бороться с ложью вообще и детской, в частности, бесполезно: она – часть жизни любого воспитанного человека. Чувство такта, хорошего тона, интересы окружающих или необходимость компромисса в каких-то определенных ситуациях – вынуждают нас время от времени прибегать к неискренности, “полуправде”, а то и полной неправде, скрывая истинные чувства и мнения.

К сожалению, люди лгут не только из благородных побуждений – но и из-за корысти, злонамеренности, цинизма. Такая ложь обычно вызывает неприятие и осуждение окружающих – ее справедливо расценивают как личностный дефект, безнравственный и недопустимый. Однако и “допустимая”, и “безнравственная” ложь произрастают из одного корня. Главное – не дать вежливости ребенка перерасти в лживость.

КТО УЧИТ РЕБЕНКА ЛГАТЬ

Ребенок начинает говорить неправду в период активного развития речи и воображения. Это наиболее значительные достижения в психическом развитии малыша. Речь ложится в основу формирования его логического мышления, а воображение позволяет абстрагироваться от непосредственно воспринимаемой реальности и мысленно познавать то, что нельзя пощупать, увидеть или услышать. Функции его сознания как бы удваиваются: с одной стороны, он продолжает постигать окружающий мир – тяжелое тонет, огонь жжет, а с другой – осваивает мир воображения, игры и фантазий.

Даже самые маленькие дети четко различают реальность и вымысел. Если малышка готовит обед для куклы, а роль пирожка играет кубик, она никогда не станет кусать его по-настоящему, только “понарошку”. Ребенок может фантазировать в разных ситуациях – в качестве компенсации недостающих знаний и умений, для защиты от “угрозы”. Заменять реальное удовлетворение потребностей воображаемым учат и взрослые. Дети невероятно любопытны и активны: им все нужно потрогать, всем поиграть, а самое привлекательное – не игрушки, а вещи, принадлежащие взрослым. Ребенок тянется к дорогим часам, но, поскольку нет никакой гарантии, что он обойдется с ними бережно, мы “обманываем” его. Надеваем ему на руку колечко от пирамидки и говорим: “Смотри, какие часики!” Это помогает, но ненадолго. Игровой заменитель реальной вещи – это наш компромисс с ребенком, и он прекрасно это осознает. Наверное, поэтому мы часто слышим от своих трехлетних малышей нечто наивное, подобно тому, что собрал в книге “От трех до пяти” Корней Чуковский: “Бабушка, ты умрешь?” – “Умру”. – “Тебя закопают?” – “Закопают”. – “Вот тогда я покручу твою швейную машинку”.

Растущая любознательность и все более частые запреты взрослых – вот что питает первые вымыслы малыша, пытающегося при помощи фантазий обойти ограничения, налагаемые взрослыми. 3-летний Кирюша, сын известного психолога В.Мухиной, разговаривает сам с собой: “Мама сказала, что нельзя трогать пылешош (пылесос)”. Затем обращается к невидимой туче (окно закрыто плотной портьерой): “Туча, можно тлогать пылешош?” и отвечает сам себе: “Можно, Кила, можно”.

С возрастом поводов для вымысла становится все больше, а “обман” все изощреннее. Невольными виновниками этого становятся взрослые, вынужденные предъявлять ребенку определенные требования. Естественно возникает вопрос: “Что же делать?” Нельзя же позволять ребенку все. Разумные ограничения необходимы, и если запреты провоцируют “ложь”, то и вседозволенность чревата проблемами. Где же выход?

МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ

Надо знать, что первая, наивная и непосредственная “ложь” еще не признак проблемы. Более того, в определенном смысле она – показатель развития ребенка. В традициях русской культуры принято осуждать и пресекать детские обманы. А американские мамы, например, относятся к этому философски, считая, что если с интеллектом и социальным поведением у ребенка все в порядке, то его вымыслы и уловки – лишь более зрелые и логичные формы воздействия на окружающих, нежели сложившийся еще в младенчестве стиль эмоционального давления (истерики, слезы, выпрашивание и т.д.).

Поэтому не стоит излишне драматизировать ситуацию, но и не стоит выпускать ее из-под контроля. Если и малыш изредка прибегает к маленьким хитростям, например, съев выданную ему конфетку, приходит к вам за второй, сокрушаясь, что первую утащил кот Мурзик, следует ему “поверить”. Но если подобные уловки становятся нормой поведения, необходимо разобраться в их причинах.

Как правило, родителей удивляет, что ребенок “изворачивается” в подобных ситуациях, а не говорит прямо. “Что же, нам для него лишней конфеты жалко?” Скорее всего не жалко, но знает ли об этом ребенок? Не получал ли он от вас раньше чересчур резкого отказа, не выслушал ли нудной нотации о здоровых зубах и вреде сладкого? Вы уже и забыли об этом, а он помнит и заранее подстраховывает себя.

Вообще, утрата непосредственности в отношениях со взрослыми – верный признак того, что ребенок успешно развивается. У него формируются социальные эмоции: стыдливость, тактичность, гордость, чувство вины. Созревание меняет личность ребенка и его поведение, побуждая его к своеобразным “обходным” маневрам, чтобы объяснить взрослым “законность” своих просьб, желаний, требований. Сколько их, строгих запретов, которыми вы окружили малыша? Если их очень много, а наказания за провинности слишком суровы, то ребенок неизбежно будет вас обманывать.

ОБМАН КАК ЗАЩИТА

Одна из причин, провоцирующих детскую ложь, – это наш родительский эгоизм и бестактность. Мы не считаем детские игры серьезным делом и в любой момент можем оторвать ребенка от его занятий. Умоляющие слова “сейчас-сейчас, ну еще минуточку”, не производят на вас впечатления и даже раздражают. Так же безапелляционно пресекаем мы попытки принести с улицы комок снега, понравившуюся палочку, гладкий камешек – настоящее сокровище, которые мы воспринимаем как хлам и мусор. И ребенок начинает защищаться от нас с помощью вымысла и обмана: проносит все это в дом тайком.

Вот случай, который я наблюдала в одной вполне благополучной семье. Сашенька увлеченно играет на ковре в гостиной. Мама занята приготовлением обеда на кухне. И постоянно дергает дочку: просит принести то сигареты, то зажигалку, то собрать на кухне свои разбросанные книжки. В какой-то момент Саша перестает отзываться на мамины просьбы. Обеспокоенная мама заходит в гостиную и видит дочь неподвижно лежащей на ковре с закрытыми глазами. “Что с тобой?” – кидается она к дочери. “Не видишь что ли, – отвечает та, – я умерла. Вот принеси себе сама свои сигареты, я и оживу”.

Как реагировать на подобные выходки? Разве ребенок не должен подчиняться нашим требованиям? Конечно, должен. Но и наши требования должны быть не только разумными, но и тактичными, учитывающими интересы малыша. Нельзя бесцеремонно ломать его намерения, прерывать его игру. Если мы хотим научить ребенка слушать нас и уважать наши требования, то должны первыми показать ему пример уважения к делам другого человека.

ОБМАН – КОМПЕНСАЦИЯ ЗА ПОРАЖЕНИЕ

Еще одна форма детской лжи – хвастовство несуществующими достижениями, бахвальство, возникающее тогда, когда малыши хронически неуспешны в том, что составляет главную ценность не для них самих, а для их родителей. Дети в этом случае – просто жертвы родительского тщеславия. От них слишком многого ждут, а они не в состоянии оправдать этих надежд и затраченных средств. Малыши – отличные психологи, тонко чувствующие разочарование и раздражение близких. Им очень хочется соответствовать предъявляемым требованиям, но у них не получается. Тогда они и начинают “придумывать” свои успехи. Например, могут заявить родителям, что сегодня они были лучшими и их перевели в группу отличников, а тренер всем велел брать с них пример. При малейшей реальной удаче они раздувают ее, многократно преувеличивая, только бы заслужить одобрение, признание, ласковый и добрый взгляд мамы. Хвастливый “лгунишка” – это недохваленный ребенок. Переступите через свою суровость и найдите повод почаще восхищаться малышом, демонстрируя ему свою любовь.

ФАНТАЗИИ ОБИЖЕННОГО РЕБЕНКА

Часто 3-летнего малыша побуждает к обману ущемленное самолюбие. Он весьма чувствителен к оценкам окружающих, отношению к себе. И если эти оценки нелицеприятны или же взрослый груб с ним, малыш начинает огрызаться, дерзить или выдумывать истории, которые как бы вытесняют эти обиды. 3-летний Дима, например, по дороге из детского сада с гордостью заявил маме, что сегодня воспитательница поругала его за неаккуратную аппликацию, а он ей показал язык, и все дети над ней смеялись. Надо ли говорить, что на самом деле дети смеялись над ним, а не над ней, и язык он никому не показывал.

Переиначивая болезненное для своего самолюбия происшествие, ребенок испытывает облегчение, в воображении “расправляясь” с обидчиком, он восстанавливает справедливость, которой не может добиться в реальности. Мы, взрослые, сами нередко грешим этим. Было бы неправильным пресекать подобные детские вымыслы, имеющие определенный терапевтический эффект и помогающие малышу справиться с суровой действительностью. Но, выслушивая детскую “версию” события и морально поддерживая малыша, следует все-таки постепенно внушать ему мысль, что надо уметь признать свою вину и что честных людей всегда уважают за то, что они не боятся говорить правду.

А ЕСЛИ БЕЗ ПРИЧИНЫ?

Бывает и такое. “Немотивированная” ложь встречается в любом возрасте. У самых маленьких она принимает вид причудливой фантазии. 2-летний Стасик упал в детском саду и медсестра смазала ему царапины зеленкой. На вопрос забиравшей его из детского сада мамы, что с его коленками, он неожиданно ответил: “Бабуля укусила”. Дома на тот же вопрос бабушки он уже ответил: “Мама укусила”. И только вечером, когда его об этом спросил отец, он честно признался: “Упал, зеленкой помазали”.

Дети постарше тоже любят присочинить. Они рассказывают небылицы о якобы виденных ими инопланетных кораблях, утверждают, что знают секрет бессмертия и могут взглядом передвигать предметы. Любят прихвастнуть подростки, да и вполне солидные взрослые тоже. Однако потребность слегка приврать – не совсем беспричинный “обман”, просто причина не всегда лежит на поверхности: хочется придать больший вес и значимость своей персоне, вызвать к себе интерес, а сделать это иначе не получается.

Такого рода сочинительство может быть как свидетельством неудовлетворенности собой, своим положением в семье, группе, классе, так и признаком особой живости воображения, склонности к творчеству. Вряд ли стоит строго судить малышей за подобные вымыслы – ведь они просто стремятся поразить наше воображение, вызвать наше восхищение.

Однако, если неукротимые фантазии детей не сопровождаются настоящими достижениями, они превращаются в пустую мечтательность, когда, вместо того чтобы добиваться реальных успехов, малыш только и делает, что рисует в своем воображении блистательные победы, но палец о палец не ударит, чтобы сделать их реальностью. Из таких юных “сочинителей” вполне могут вырасти взрослые бездельники с большими претензиями. Поэтому поддерживать у ребенка баланс между вымыслом и реальностью все-таки нужно, и если фантазии заменяют ему все виды активности, необходимо возвращать его “на землю” и прививать вкус к настоящему делу.

Что надо знать родителям детей, которые лгут

* Вымыслы малышей – еще не ложь в полном смысле этого слова. Они редко по-настоящему корыстны и не рассчитаны на то, чтобы причинить вред другому.

* “Ложь” детей может свидетельствовать о нарушениях во взаимоотношениях со взрослыми. Стоит изменить стиль общения с ребенком, устранить причины, вынуждающие его обманывать, и “лживость” сведется к безопасному минимуму. В противном случае она укоренится и станет настоящим бедствием и для него самого, и для окружающих.

* С привычкой говорить неправду бесполезно бороться, если члены семьи сами неискренни друг с другом. Ребенок интуитивно усваивает этот стиль общения и не может соответствовать вашим требованиям быть искренним, коль скоро вы сами – не образец правдивости.

* Ребенок должен усвоить, что говорить неправду он может только в том случае, когда правда звучит невежливо. Нельзя, например, сказать другу, что его подарок тебя разочаровал, или в гостях критиковать хозяйку, объявляя всем, что мама лучше готовит. Как ни странно, но даже самым изощренным маленьким хитрецам плохо дается ложь “из приличия” и, чтобы приучить ребенка к “вежливой “ лжи, иногда нужно немало усилий.


*Натали* ( бизнес не предлагат… 27 окт 10, 17:56
+2 1

Детская дружба

 

В каком возрасте и почему возникают дружеские привязанности? В дружбе, как и в любви, есть тайна. Легче объяснить ее на примерах, чем докопаться до скрытых механизмов зарождения.

Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками. Взрослые вдруг замечают, что малыш быстро сворачивает игру с другими детьми, если возникает “угроза” его благополучию, ни в какую не желает делиться игрушками, а при попытке другого ребенка завладеть ими, реагирует агрессивно или плачет.

Для 2-3-летнего малыша это нормально. С такого противоречивого поведения обычно и начинаются детские контакты. Ребенок тянется к своему сверстнику, но пока не в состоянии преодолеть свой детский эгоизм, договориться о взаимоприемлемых условиях игры. В этом возрасте контакты детей ситуативны, малосодержательны и часто конфликтны. Они скорее играют рядом каждый в свое, лишь изредка оценивая игру соседа или ненадолго подключаясь к ней.

Со временем с помощью взрослого малыш усваивает правила совместной игры. Любимая игрушка в руках другого ребенка уже не вызывает панического страха ее потерять. Усвоив закон “очередности” и отдавая на время свое “сокровище” товарищу, он и сам может претендовать на его игрушку. А если к грузовичку приятеля добавить свой совочек, получится загрузка транспорта песком и можно строить домик. Так возникает сюжетная игра, настолько привлекательная, что играющие вместе дети преодолевают каждый свой эгоизм, начинают согласовывать свои действия по заранее оговоренным правилам.

К 7 годам время игры удлиняется и дети как бы обособляются. Общение по поводу игры становится общением, иногда и вовсе с ней не связанным. Дети в этом возрасте уже могут обмениваться мнениями о прочитанных книгах, рассуждать о событиях, известных им по разговорам взрослых, сравнивать свои умения и знания, выражать свое отношение к другим детям и даже посплетничать.

Но самое главное теперь – стремление завоевать уважение сверстника. 7-летний ребенок озабочен не столько тем, с кем и во что поиграть, сколько своей репутацией у тех детей, мнением которых он дорожит. Завоеванный авторитет ребенок будет отстаивать всеми силами, готовый даже поменять уже сложившиеся стереотипы собственного поведения, если сверстники их не одобряют. Такая группа других детей, значимых для малыша, дает ему психическую стабильность и эмоциональный комфорт.

ГЛЯЖУСЬ В ТЕБЯ, КАК В ЗЕРКАЛО

А если такой груп-пы у ребенка нет? Если отношения со сверстниками не сложились и его контакты с ними по-прежнему противоречивы, как у 3-летних? Действительно ли сверстники так важны? Не могут ли родители или близкие взрослые заменить ребенку дефицит общения со сверстниками?

Единого мнения по этому поводу нет. Одни психологи считают, что взрослый способен дать ребенку все, если включится в детскую игру как полноценный партнер. Другие не согласны с этим: взрослый просто не в состоянии уделять ребенку столько времени, сколько необходимо для игры, а умение, пусть даже на время, “впадать в детство” разрушает его родительский авторитет и сбивает с толку ребенка. Взрослый и сверстник играют каждый свою неповторимую роль – важно знать, какую именно.

Осознание своих индивидуальных качеств, способность оценивать себя в разных ситуациях – не являются врожденными. Первоначально они формируются у ребенка в общении с самыми близкими людьми. И роль родителей здесь неоспорима. Окружающие нас люди – своеобразные невидимые “зеркала”. Их отношение к нам, оценки наших поступков – по сути наше “отражение”, оно и закладывает основу нашего самосознания, нашей личности.

Сначала таких “зеркал” в жизни ребенка мало. Первоначальные сведения о себе малыш получает от мамы – и это “зеркало” самое доброе и сочувственное: в нем младенец отражается только в своих превосходных чертах. Он еще ни в чем не преуспел, а его уже любят, им восхищаются, окружают заботой, обеспечивая тот уровень комфорта и безопасности, без которого ему просто не выжить.

Одновременно безграничная любовь матери закладывает самую фундаментальную основу его личности – положительное отношение к себе, ощущение безопасности окружающего мира, чувство доверия к людям. По мере взросления и появления первых требований к ребенку и порицаний, он, ради поддержания этого главного для себя позитивного отношения взрослых, будет активно осваивать новые способы поведения и действия, чтобы преодолеть их недовольство и вернуть столь необходимое восхищение собой.

Впервые опыт общения с родными и приятелями подвергается серьезному испытанию в детском саду. То внимание, заботу и любовь, которые дома ему дарили просто так, теперь, при общении с новым взрослым и сверстниками – необходимо заслужить. Да и отражение в новых “зеркалах” не всегда “льстит” ребенку. Большинство детей справляется с этой ситуацией: отношения с новыми людьми, взрослыми и малышами, постепенно налаживаются. Разница отражений в домашних и посторонних “зеркалах” либо сглаживается, либо остается значительной, но скорее обогащает ребенка новым знанием о себе, нежели травмирует его.

Иногда новые “зеркала” становятся важнее прежних, поскольку в них дети и взрослее и самостоятельнее. В любом случае расширение сферы взаимодействия ребенка с окружающими – важная часть его общего развития. Выходя за пределы сложившихся в семье стереотипов общения, ребенок не только обогащает свой социальный опыт, но и обретает способность к познанию своего Я с новых сторон, что, безусловно, ему как личности очень важно. Он как бы обретает новые ориентиры в отношении к себе, в понимании себя самого.

КОНТАКТНЫЙ И ЗАМКНУТЫЙ РЕБЕНОК

Однако не у всех детей “выход в свет” протекает успешно. Бывает, что ребенок долго и мучительно ищет свой путь к другим детям и не всегда его находит. Чем это чревато? Не преувеличиваем ли мы роль сверстников? Быть может, наш малыш просто самодостаточная личность, он намного опережает ровесников в развитии, с детьми ему скучно, вот он и играет в одиночку?

В любой детской группе всегда можно выделить несколько категорий малышей по степени их активности в налаживании контактов с ровесниками. Кто-то сам проявляет инициативу и после ряда проб и ошибок находит свою группу, в которой с удовольствием проводит время. Кто-то долго присматривается к играм ровесников, ему нравится, как они играют, и он сам бы не прочь поиграть, но не может преодолеть застенчивости и влиться в коллектив. Хотя, если инициативу проявит другой ребенок, застенчивый малыш будет вполне успешно взаимодействовать с ним и игры не испортит.

Но есть дети, которых сверстники активно отвергают. Это не всегда драчуны и “агрессоры”. Нередко это малыши, которые в силу тех или иных причин резко отличаются от сверстников поведением, внешним видом, интеллектом, порой, существенно опережающим средний уровень.

Причины, по которым одни дети всегда оказываются заводилами и без труда осваиваются в любой компании, а другие либо не хотят, либо не могут завоевать расположения сверстников, все еще не до конца ясны.

Одни психологи полагают, что общительность – наследственная черта характера. Другие объясняют ее ранним жизненным опытом малыша: если в первые недели жизни он в достаточной мере получил тепла, заботы и любви, он обрел своеобразное чувство “доверия к миру”, которое и делает его активнее, смелее и общительнее сверстников, выросших в строгих рамках кормления по часам и т.д.

Последнее время наметилась довольно тревожная тенденция – младшие школьники как будто разучились играть вместе. Их контакты кратковременны, малосодержательны и непродуктивны, словно у них начисто пропал дар общения с себе подобными. В ряду главных причин психологи в первую очередь выделяют демографический кризис: многие дети растут без братьев и сестер. Отсутствие таких близкородственных детских контактов обедняет социальный опыт ребенка, его мышление не ориентируется на коллективные формы игры.

Если отсутствие общения с братьями или сестрами в семье у ребенка не компенсировалось разновозрастной дворовой компанией и он не посещал детский сад, то, по имеющимся данным, и в его учебе неизбежны осложнения. Более того, неконтактным детям грозит не только академическая неуспеваемость – они, как правило, хуже адаптируются к новым условиям, часто растут излишне мнительными и тревожными или слишком самолюбивыми. В подростковом возрасте у них возникают сложности в общении с противоположным полом, они хуже делают карьеру в зрелом возрасте и, как правило, не очень счастливы в семейной жизни.

Эти данные опровергают некоторые сложившиеся у нас стереотипы.

Долгое время считалось, что общение сверстников складывается само собой, не требует вмешательства взрослого, и уж совсем дикой казалась мысль, что детей нужно специально учить играть вместе. Сегодня это делать необходимо. То, что отношения детей, сталкивающихся на игровых площадках, в детском саду или школе, когда-то складывались легче и быстрее, объясняется тем, что первый опыт общения с другими детьми ребенок получал в семье (своей, соседской, близкородственной). Этот опыт общения под присмотром взрослого создавал впечатление стихийно складывающегося, хотя таковым не был.

Стоило измениться жизненному укладу нового поколения – и ребенок оказался в вынужденной изоляции от сверстников. Он, конечно, не разучился играть, но коллективные игры все чаще заменяет игра в одиночку, иногда даже и не с игрушками, а с компьютером. Результат – формализация детских отношений, агрессивность, эмоциональная глухота к другому ребенку. И это далеко не так безобидно, как может показаться на первый взгляд.

Ребенок, не прошедший “школы” общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписаными законами и правилами. Он не умеет “говорить” со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими. С возрастом это вызывает дополнительные расстройства в поведении и характере. Ребенок проявляет свою неудовлетворенность в общении, раздражаясь, становясь агрессивным. При этом он может скрывать свое смятение под маской бравады, демонстративного шутовства, или уйти в себя, замкнуться, впасть в депрессию. Круг замыкается.

Социальная некомпетентность оборачивается серьезными расстройствами психики. Почему все так сложно со сверстником? Наверное, потому, что в поисках друзей за пределами семьи ребенок ищет “доброе зеркало”, в котором его отражение было бы максимально приближено к тому, что он привык видеть дома. Вынужденный проводить много времени среди “беспощадных” зеркал, он не выдерживает и ломается, а расположить к себе других он просто не умеет. Найти друга, в конечном счете, означает самому создать такое зеркало в руках другого человека, в которое хотелось бы смотреться, не испытывая отвращения к себе.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ

Ребенок не может обойтись без сверстников, но его общение с ними без помощи взрослых почти всегда оказывается малоуспешным. Конечно, самые первые уроки общения даются в семье, но этим нельзя ограничиваться. Иногда во взаимоотношения с другими детьми необходимо вмешиваться напрямую: ребенка нужно учить, как достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое воздействие на агрессивного сверстника. Неподготовленность наших детей к социальным коллизиям, впервые возникающим перед ними, очевидна. Один 6-летний мальчик, постоянно терроризируемый детьми постарше на игровой площадке, все пытался найти способ гасить их враждебность: демонстрировал свою ловкость, уступал их требованиям уйти и не мешать, отдавал им свои конфеты – ничего не помогало. Однажды он вернулся домой окрыленным – ему показалось, что он нашел это волшебное средство: “Мама, я сказал им, что скоро иду в первый класс, и они меня почти не обижали”. Он и позже пытался гасить так агрессивность сверстников, пока не осознал, что у каждого агрессора свои мотивы и в каждом случае нужен свой подход.

Рано или поздно ребенок овладевает подходящими к каждому конкретному случаю способами воздействия на сверстников, а пока его ни на минуту нельзя оставлять наедине с этими проблемами. От того, как сложится опыт его общения с ровесниками в конце дошкольного и начале школьного периода, зависит, какую компанию он выберет в подростковом возрасте.

Детская компания – довольно жестокое сообщество. Неспособный вписаться в группу – безжалостно изгоняется. Не всегда в этом его вина – работают пока малопонятные науке механизмы взаимных симпатий и антипатий. Трудно вывести закономерность, почему одни дети чрезвычайно притягательны для ровесников, а другие, ничем их не хуже, – нет. Психологи полагают, что в основе избирательности – способность популярных детей максимально удовлетворять потребность ровесников в общении.

Популярный ребенок обычно инициативен в контактах, чувствителен к переживаниям других, доброжелателен, признает заслуги товарищей по игре и сопереживает им. Другими словами, популярный ребенок умеет общаться и неэгоистичен. На его популярность оказывает влияние и взрослый, неприязнь или симпатия которого, даже не выказываемые явно, передаются группе и сказываются на отношениях детей друг к другу. Поэтому и наладить их, и ввести отвергаемого малыша в игровой коллектив может именно авторитетный взрослый.

Как показали опыты, достаточно серии несложных занятий, в которых взрослый выделяет в отвергаемом ребенке положительные черты, чтобы дети постепенно приняли его в свой круг. Гуляя с маленьким сыном в скверике, куда приводили на прогулку детей из ближайшего детского сада, среди копошащихся в песочнице малышей я каждый раз замечала очаровательную чернокожую девочку: она, нахохлившись, сидела в сторонке и непрерывно беззвучно плакала. Детям она была просто непонятна и неинтересна, так как плохо говорила по-русски, и они ее как бы не замечали. Молоденькая воспитательница время от времени с упреком обращалась к ней: “Нора, ну что ты все время плачешь, иди поиграй”. Нора продолжала плакать.

Но вот уже зимой детей на прогулку вывела немолодая нянечка. Ей явно не давало покоя грустное уединение Норы. Она не стала ее утешать, а взяла за ручку и водила по площадке, приговаривая: “Вот мы с Норочкой Сереже шарф поправим, а Диме скажем, чтобы снег не ел, скажи “снег”, Нора”. “Шнек”, – повторила девочка. Нянечка всплеснула руками, собрала всех в круг и сказала: “Дети, наша Нора выучила новое русское слово – “снег”, давайте мы ей похлопаем, какая она у нас умница”. Дети хлопали, с удивлением и интересом оглядываясь на Нору. Через несколько дней ее было не узнать. Она с визгом носилась со всеми по площадке, быстро перенимала новые русские слова и не испытывала недостатка в товарищах по играм.

Стихийно отношения сверстников не всегда складываются успешно, оставляя зарубки в душе не только “обижаемого”, но и “обидчика”. Но ребенка нельзя оберегать от сверстников из страха, что его отвергнут. В школе на первый план выйдет очень серьезная задача: систематическое овладение основами знаний, и тут отношения со сверстниками могут стать либо нашей родительской опорой, либо колоссальной помехой.

Ребенку с дошкольного возраста жизненно необходима компания как важное условие его личностного и социального развития, в том числе и подготовки к школе.


*Натали* ( бизнес не предлагат… 27 окт 10, 17:52
+7 1

Учить цифры просто и интересно

 

учимся считать

Если привыкнуть называть число предметов, пересчитывать их, постоянно обращать внимание ребенка на изменение их количества (“Было три печенья, одно ты взял, осталось еще два печенья”), то малыш легко освоит счет и сложение/вычитание. Освоит, потому что поймет, что это нужно ему в жизни. Как еще узнать, всем ли хватает тарелок, помочь маме принести нужное количество яблок, проследить, сколько книжек будет прочитано вечером.

С цифрами труднее. Есть дети, которым нравятся абстрактные значки, и они буквы и цифры с удовольствием разучивают. Но остальных приходится мотивировать дополнительно.

Как это сделать:

- Научите ребенка звонить по телефону. Чтобы не надоедать родственникам и знакомым, найдите телефоны с интересными автоответчиками и научите малыша звонить в службу времени (пусть это станет его Делом).

- Одновременно покажите, как определять время по часам (для начала достаточно одной, часовой, стрелки).

- Если вы смирились с тем, что каждый поход с ребенком в магазин приходится покупать шоколадное яйцо, жевательные конфеты или чупа-чупс, откладывайте на эти сладости монетки по 1, 2 и 5 рублей. И пусть ребенок сам (при необходимости с вашей помощью) отсчитывает нужную сумму.

- Просите ребенка посмотреть, ваш ли номер троллейбуса подходит к остановке.

- В некоторых конструкторах цифры используют для того, чтобы указать, сколько каких деталей понадобиться на каждом этапе. Пусть ребенок, сверяясь с этой схемой, подбирает детали.

- Занимаясь рукоделием, привлеките малыша. Например, пусть он подскажет, сколько петель вязать в следующем ряду.

- В обычной раскраске пронумеруйте все желтые фрагменты цифрой “1”, красные – цифрой “2” и т.д. Инструкцию, какой цвет соответствует каждой цифре давайте устно (столько раз, сколько ребенок попросит). Если ребенка заинтересует это занятие, купите или распечатайте более сложные раскраски по цифрам.

                              
учимся считать

Скачать раскраску >>>>

 

- Попробуйте сыграть с малышом в “морской бой”. Начертите для себя поле 4 на 4 клетки. Расставьте на нем 5-6 одноклеточных кораблей. Ребенку начертите квадрат такого же размера, пронумеруйте грани буквами и цифрами (если это покажется трудным, напишите в каждой клетке ее координаты). Пусть ребенок “стреляет”, а вы сообщайте “попал” или “мимо”.

- Играйте на улице в классики, прыгая по клеточкам в порядке возрастания или убывания номеров.

- Повесьте на стену календарь с передвигающимся окошком для текущего дня. В разговоре не забывайте упоминать, что, например “дедушка приедет 5 числа, а 9 числа мы пойдем в кино”.

- Обращайте внимание ребенка на номера домов, квартир, кнопки этажей в лифте.

Не стоит требовать специального заучивания цифр. Но если малыш поинтересуется – обязательно сообщайте, что это за цифра (и делайте это столько раз, сколько ребенок спросит). Пусть цифры войдут в жизнь малыша и станут ему нужны. И тогда он их обязательно выучит.

Автор: Юлия Лугoвcкая

Источник

: http://adalin.mospsy.ru


*Натали* ( бизнес не предлагат… 20 июл 10, 16:22
+6 1

Отвлечь малыша от первой влюблённости

Самую первую влюбленность малыша родители обычно не воспринимают всерьез. Хотя сами наверняка хранят память о первых чувствах всю свою жизнь... Как отвлечь малыша от первой влюблённости?

Когда случится чудо, никто не знает заранее. Иногда человек ждет этого чувства долгие годы, а оно так и не разгорается в его сердце. Но бывает и совсем по-другому... „Еще в детском саду мой сын влюбился в девочку из группы. Носил ей конфеты, игрушки, но девочка категорически не хотела с ним общаться. Дошло до того, что Миша стал плохо спать по ночам. Воспитательница сказала, что он даже стоял на коленях перед этой девочкой, чтобы она разрешила ему с ним сидеть. Я пыталась поговорить с родителями Насти, но они сказали, что их дочери наш Миша не нравится и они ничего не могут с этим поделать. Нам даже пришлось Мишу в школу отдать с шести лет, чтобы он не встречался лишний раз с Настей. Миша уже стал забывать о своей „несчастной" любви, но в этом году Настя тоже пошла в школу. Боюсь, что для сына это будет новой психологической травмой. Может, перевести его в другую школу?"


Помните героев фильма „Вам и не снилось" — влюбленных мальчика и девочку, родители которых не хотели, чтобы их дети встречались? А финал драмы „Ромео и Джульетта"? Есть немало примеров того, как вмешательство родителей в отношения детей приводило к трагическим последствиям. Мы часто недооцениваем чувства наших малышей. Нам они кажутся несерьезными, и мы уверены, что они быстро пройдут. Первое желание родителей — помочь своему ребенку — приводит, в конце концов, к решению запретить, не пустить, увезти... Но разве можно запретить или заставить любить?! Избегая проблему, ее не решишь. Подобная тактика может привести к тому, что ребенок, скрывая свои чувства, перестанет доверять родным людям, не будет советоваться с ними. Да и родительское желание „подстелить соломку'' вряд ли к чему приведет — в случае с влюбленностью без шишек не обойтись, тем более, что для малыша это — неоценимый опыт человеческих взаимоотношений. Поэтому особенно важно, какую роль будет играть взрослый человек в этот непростой для ребенка период: друга, которому можно доверить самое сокровенное, или врага, от которого хочется поскорее сбежать.

Поговорим?
Если все-таки случилось так, что к вашему ребенку нагрянула первая, да к тому же неразделенная любовь, во-первых, найдите в себе силы, терпение и время откровенно поговорить с ним. Отвлеките малыша от первой влюблённости, предложите ему заняться интересными играми, поиграть с друзьями. Вспомните свою первую любовь, расскажите ему, что вы тогда чувствовали, о чем думали, как сложились (или не сложились) ваши дальнейшие отношения с тем человеком. Малыш сможет понять и прислушаться к вашим словам в том случае, если ваш рассказ будет эмоциональным и, конечно же, искренним. Во время разговора важно помнить, что именно от нас, взрослых, зависит, какой след оставит в душе ребенка первая влюбленность. Возможно, кому-то детские чувства покажутся немного наивными и даже смешными, но на самом деле по остроте детские эмоции могут даже превосходить переживания взрослых. Поэтому в беседе с ребенком нужно быть не менее деликатным, чем со взрослым. Насмешка, непонимание со стороны родителей могут нанести малышу настоящую душевную травму, а чувство неполноценности может даже обернуться нервными стрессами, депрессией. Страх выглядеть в глазах других людей смешным способен убить в ребенке само желание любить.

Яблоко от яблоньки
В дошкольном и младшем школьном возрасте (5-9 лет) на развитие малыша огромное влияние оказывает семья: дети подражают маме и папе во всем, в том числе и в отношениях. Если в семье мужчина относится с уважением к собственной жене, то и его сын будет проявлять заботу по отношению к девочкам. Если женщина позволяет себе покрикивать на своего супруга, то и ее дочь, скорее всего, не будет миндальничать с мальчиками. Всегда нужно помнить, что с первых дней жизни детей мы воспитываем будущих мам или отцов. Именно поведение домочадцев является ориентиром в мире чувств для малыша. Важно научить ребенка правильно выстраивать свои отношения с противоположным полом, когда дети только учатся любить и принимать любовь от другого человека. Не стоит говорить ребенку: „Да у тебя этих Насть будет еще..." Подобные слова прививают легкомысленное отношение к любви, программируют на многочисленных партнеров. Научите своего ребенка уважать чувства других людей. И если предмет любви не отвечает взаимностью, значит, у него есть на это причины. Дайте ребенку понять, что влюбленность — совершенно нормальное чувство, которого не нужно бояться и избегать.

В мире чувств
Переживая первую влюбленность, дети очень часто не могут выразить всю гамму своих ощущений и настроений. Задача взрослого — помочь ребенку ориентироваться в мире своих чувств. Предложите малышу позаниматься вот такими несложными играми-заданиями.
„Пиктограммы"
Приготовьте фишки диаметром около 5 см из плотного картона. Изобразите на них разные эмоции — грусть, радость, удивление, испуг (должно получиться что-то вроде смайликов). Обыграйте с ребенком различные ситуации, которые могут возникнуть у него при общении со сверстниками, и предложите выбрать то личико, которое будет в это время больше всего подходить ему по настроению.
„Садовник"
Желательно, чтобы для этой игры подобралось 5-6 участников. Предложите ребятишкам выбрать для себя образ какого-либо цветка — например, роза, ромашка, колокольчик, одуванчик. Определите с помощью считалки, кто будет ведущим — „садовником". Он встает в центре круга и говорит: „Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели, кроме... Астры". Астра говорит: „Ой!" Садовник: „Что с тобой?" Астра: „Влюблена..." Садовник: „В кого?" Астра: „В Василька!" Василек: „Ой...", и т.д. Эта игра учит детей эмоциональной отзывчивости, терпимости.

„Дюймовочка"
Перечитайте вместе эту всем известную сказку Г.Х. Андерсена, а затем предложите пофантазировать и рассказать, что случилось бы с Дюймовочкой, если бы ласточка не успела ее забрать, если бы ей понравился крот, если бы она не встретила в далеких краях эльфа или если бы эльф ей не понравился. Представляя варианты развития сюжета, ребенок научится гибкости, способности взглянуть на ситуацию с разных точек зрения. Для мальчика, возможно, будет более актуальна не „Дюймочовка", а, например, „Стойкий оловянный солдатик".

Сказка о любви
Чтобы легче разобраться в переживаниях ребенка, можно провести с ним такую игру-тест. Предложите начало сказки: „Жил-был маленький щенок. У него было много друзей, тоже щенков, веселых, сильных, ловких, как он сам. Щенку нравился котенок, который жил во дворе. Котенок был таким красивым, но беззащитным... И щенок влюбился в него. Он познакомился с котенком и стал с ним играть. Но друзья щенка стали над ним смеяться: „Ты же собака! Что ты играешь с кошкой?" И однажды щенок..." Пусть ребенок продолжит рассказ. Внимательно выслушайте ответ — какую тактику он выберет: пойдет на поводу у друзей или будет отстаивать право на собственный выбор? Откажется от дружбы с любимым существом или найдет способ помирить друзей с тем, кто не из их круга. Для девочки поменяйте персонажей сказки местами: котенок хочет дружить с сильным и ловким щенком. Вас должен насторожить финал, в котором щенок отказывается от общения с котенком. Порадуйтесь за ребенка, если он придумает, как помирить других щенков с котенком (например, затеяв общую игру).

Давай почитаем
Бывает и так, что советы родителей принимаются ребенком в штыки. Он считает, что его не понимают, но ему все равно хочется найти того, кто будет переживать такие же чувства и эмоции. На выручку придет умная и добрая... книжка о любви. Когда ребенку много читают, он начинает сопереживать персонажам книги, а это способствует развитию его эмоциональной сферы. А когда родители и малыш вместе анализируют прочитанное, у крохи развиваются к тому же логика и интуиция. Детям дошкольного возраста будет понятна сказка С. Т. Аксакова „Аленький цветочек". Она показывает, как любовь воспитывает в человеке чувство долга, ответственности и превращает чудище в человека.
Известная сказка Ш. Перро „Золушка" учит, что любовь не терпит алчности, лжи и приводит к торжеству справедливости и добра. В сказке Г. X. Андерсена «Свинопас» принц готов ради любви пойти на многие жертвы, но для его возлюбленной важен лишь внешний блеск. Обсудите прочитанное с ребенком, спросите, почему принц отказался от любви принцессы, кто из героев любит по-настоящему.

Школьникам предложите почитать рассказ Виктора Драгунского „Девочка на шаре" (из „Денискиных рассказов"), автор очень точно передает эмоциональные переживания мальчика, связанные с опытом первой любви. Рассказ поможет и родителям и детям лучше понимать друг друга. Обратите внимание ребенка на то, как папа переживает за сына. Почитайте вместе с малышом „взрослые" стихи. Даже если ребенок не сможет по достоинству оценить образцы высокой поэзии Анны Ахматовой, Сергея Есенина, ему передадутся эмоции и настроение, рожденные прекрасным чувством любви.

Ирина Агибалова 30 май 10, 22:35
+10 6
Темы с 1 по 5 | всего: 14