
Талант – категория тонкая и загадочная. Он может остаться великой тайной, скрытой от глаз, а может просиять ослепительным светом, поразив всех. Психологи и педагоги утверждают, что не талантливых детей не бывает. Этой, по определению толковых словарей, «выдающейся способностью к чему-либо» обязательно одарен каждый малыш.
Задача родителей заключается в малом – увидеть, определить, конкретизировать расплывчатое «к чему-либо».Часто энергия взрослых и горячее желание как можно скорее помочь таланту ребенка раскрыться, уводят их в противоположном направлении.
Понятно, что грудной малыш - ребенок 4 месяца или ребенок 5 месяцев - развивается по календарному плану, подготовленному самой Природой. Но проходят три-четыре года, малыш подрастает, и вот уже для «будущего гения» родителями составлен плотный график: занятия языком сменяются уроками в музыкальной школе, тренировки в спортивном зале чередуются с репетициями в театральной или хореографической студии. А впереди еще школа, домашние задания…
Родителей можно понять. Ребенку необходимо развиваться. Чем многогранней станет его личность, тем полнее и ярче выросший человек будет воспринимать мир.
Но на вопрос о том, имеет ли такая забота о развитии чада отношение к выявлению и развитию его «выдающейся способности», специалисты в один голос отвечают – очень незначительное.
Если родители действительно желают помочь ребенку реализовать данный ему от природы талант, они должны:
Чаще задаваться вопросом: какие способности у нашего ребенка? При этом обязательно помнить, что детский талант, как правило, «лежит на поверхности», на самом видном месте. Взрослые же, привыкнув, не замечают и не задумываются, что сын не случайно все время проводит с карандашом и красками в руках, а дочь, как умеет, дошивает двадцатое бальное платье любимой кукле; Неустанно наблюдать за склонностями и способностями ребенка, стараясь найти то занятие, о котором можно сказать: ребенок любит и у него получается. Это основная формула таланта; Не увлекаться поиском, загружая день любимого чада плотно, «от заката до рассвета». У ребенка должно быть свободное время. Лауреаты Нобелевской премии, которым задавали вопрос, что, по их мнению, способствовало таким высоким достижениям в науке, отметили, что в детские годы у них было очень много свободного времени; Воспитывая в детях волю и стремление к успеху, не «перегибать палку». Ребенок, скорее всего, будет выполнять требования взрослых и не пойдет наперекор, но в атмосфере страха талант не растет. Ему нужна иная почва; Научить ребенка не сравнивать свои успехи с чужими, и не делать этого самим. Сравнивать следует только собственные достижения – новые с предыдущими. Лишь так можно понять, сделан ли шаг вперед, и поддерживать в малыше состояние успеха.
Не будет лишним помнить о том, что в жизни каждого человека все бывает по-разному. Моцарт уже в четыре года поражал мир своей гениальностью, а великий Эйнштейн оканчивал школу заурядным троечником.
Никто не сможет сказать, когда ребенку суждено состояться. Ведь талант – это загадка: ему нельзя научить, его нельзя торопить. Нужно лишь помнить, что не талантливых детей не бывает.